Літературний дайджест

Райская жизнь господина Б.

Герой нового романа Тибора Фишера убеждён, что в положении Бога есть немало плюсов.

Тибор Фишер. Классно быть Богом. М.: АСТ, 2010.

Название романа Тибора Фишера «Классно быть Богом» (Good To Be God) воспринимается как выпад в адрес братьев Стругацких, которые, напомним, упрямо настаивали на обратном утверждении (Hard To Be God). Однако вряд ли стоит полагать, что популярный английский писатель решил вступить в заочную полемику с классиками отечественной фантастики. Скорее всего, им двигало не желание поделиться собственными соображениями о степени комфортности быта разнокалиберных сверхсуществ, а чисто филологическое удовольствие от почти полного отождествления Бога (God) и блага (Good) в одном предложении.

Впрочем, в русской литературе нового времени есть как минимум один текст, который перекликается с романом Фишера не только своим заглавием. Это книга Александра Зиновьева «Иди на Голгофу», где все события разворачиваются вокруг фигуры Ивана Лаптева, «известного в городе Энске тунеядца, пьяницы, поэта и проповедника», мечтающего изобрести новую религию. Как и созданный воображением Фишера Тиндейл Корбетт, Иван Лаптев с презрением относится к идее превращения в пророка или святого, выработавшей, с его точки зрения, «коммерческий» ресурс. Не порывая с канонами рационального мышления, он доводит свою самосакрализацию до крайней точки («Если Бог, по определению, есть существо, создающее религию, то я, по определению самого понятия Бога, есть Бог»). Примерно в том же ключе рассуждает и Тиндейл Корбетт: «Зачем становиться святым, когда можно стать Богом? Проповедников много, а Бог — один». Правда, если Корбетт любит помечтать о тех выгодах, которые ему сулит чаемая должность («Конечно, изображать Господа Бога — это будет уже посложнее, но оно и окупится»), то Лаптев, наоборот, обожает затягивать жалостливые песни на «стихи» всё тех же братьев Стругацких («Бог — это не очень-то приятное занятие. Если есть Бог, это хорошо для окружающих. Но быть Богом плохо для самого Бога»). Видимо, он бессознательно следует печальной национальной традиции рассматривать Бога в качестве главного менеджера, нанятого населением для предоставления бесплатных услуг и вкалывающего как раб на галерах.

Помимо дальних родственников, обитающих на территории русской литературы, Тиндейл Корбетт имеет и несколько родных братьев, проживающих у него прямо под боком. Среди них самым старшим является профессиональный неудачник Эдди Гроббс, известный читателю по роману Тибора Фишера «Философы с большой дороги». Сюжет «Классно быть Богом» почти целиком укладывается в тот план действий, который был им провозглашён и реализован: «Перевалите за средний возраст, загробьте карьеру, присвойте казённые средства в крупных размерах, отправьтесь в другую страну, чтобы умереть там, впивая жизнь полной чашей, ограбьте банк — и ваша личная жизнь начнёт налаживаться». Отступления от столь подробно расписанного сценария заключаются лишь в том, что Тиндейл Корбетт ограничивается кражей кредитки у своего лучшего друга — правда, при добровольном согласии последнего — и ограблению банка предпочитает различные мелкие аферы на религиозном поприще, заканчивающиеся, как правило, ничем.

Полным провалом, разумеется, обернётся и его попытка самостоятельно вознестись на вершину небесной иерархии. Но эта неудача не способна поколебать уверенности читателя в том, что на роль привлекательного литературного персонажа может с успехом претендовать любой законченный лузер, даже если он, подобно Корбетту, страдает болезнью, «о которой не то чтобы стыдно, но как-то не принято рассказывать посторонним».

Блогеры:

Андрей Михеев:
«Аннотация безбожно (sic!) врёт. То, что главный герой собирается стать Богом — совершеннейшая мелочь в этой книге. Тем более, извините за спойлер, у него всё равно ничего не получится. У него вообще ничего никогда не получается.

Один из самых недооценённых (недораскрученных) в России британских писателей Тибор Фишер — вновь в своей любимой теме: откровенной исповеди неудачника. Всё валится из рук, успеха достигают плохие люди, добротой делу не поможешь, прошлое мутно, будущее беспросветно. Сквозная тема религии немного приближает этот роман к «Удушью» Паланика, однако тут всё значительно проще — и смешнее. Хотя чуть ли не на каждой странице попадаются мысли, над которыми, нет, не хочется задуматься, но хочется щёлкнуть пальцами, поднять указательный вверх и про себя произнести: «Вот и я всегда так считал».

Очень приятная книга».

Алексей Коровашко  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus


Партнери