Re: цензії
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
- 19.10.2025|Ігор ЧорнийКовбої, футболісти й терористи
- 19.10.2025|Марія КравчукТретій армійський корпус представляє казку Володимира Даниленка «Цур і Пек»
- 18.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ«Кожен наступний політ може стати останнім...»
- 16.10.2025|Наталія Поліщук, письменниця, членкиня НСПУФантастичне й реальне, а також метафора «кришталевого світу» в оповіданні Катерини Фріас «Un anillo misterioso» («Містичний перстень») зі збірки «За синіми і жовтими гардинами» (2025), Іспанія
- 16.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПоети помирають уранці
- 08.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськЗазирнути в задзеркалля
- 06.10.2025|Ігор ЗіньчукЦікаві історії звичайних слів
Видавничі новинки
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Чужой опыт, рассказанный честно
Книгу победителя «Русского букера» прошлого года ждать пришлось почти полгода. Но, должна сказать, что новый роман Елены Чижовой «Время женщин» оказался неплох.
тому же, в ожидании я скоротала время за прочтением ранее изданных «Крошки Цахес» и «Нюточкиного дома» Чижовой, которые произвели на меня достаточно приятное впечатление.
«Время женщин» - роман, написанный в несколько иной стилистике. Причем, когда я начинала его читать, то мне казалось – чего уж там, обычная гладкая, хорошо причесанная российская женская проза. Даже мысленно пыталась проводить параллели то с Людмилой Улицкой, то с Галиной Щербаковой.
Но оказалось, что все мои параллели весьма неуместны, поскольку Чижова пишет совсем не так, как выше названные дамы. Выражаясь современным языком, Чижова активно использует лоскутную технику, и получается эдакий литературный «пэчворк». Весь роман выглядит как общее полотно, созданное из разных по цвету и фактуре ниток, которые все время рвались и их вынуждены были без конца связывать – очень много вставных сюжетов и рассказов в рассказах. А еще к этим ниткам добавляются определенные лоскутки, которые тоже сшиваются в хаотическом порядке. А еще – пока я не поняла авторское письмо, моя рука все время тянулась за карандашом, чтобы внести правки. Вот смотрите: «Евдокия бутылку взяла, молока в чай плеснула». Но мы сейчас так не говорим! Современный автор напишет иначе: «Евдокия взяла бутылку и плеснула в чай молока». Да еще и ударения старушки постоянно ставят неправильно – «с какого (возраста) ребенка рОстили».
Но эта авторская стилистика собственно выплывает из сюжета романа, который если быстро пересказать, кажется весьма незамысловатым. Главная героиня романа Антонина Беспалова – деревенская девушка, приехавшая в Петербург в поисках лучшей жизни. И как водится, нашла. Работу на заводе в две смены со сверхурочными, чтобы хоть какую-то копейку заработать, и молодого человека, который сделал ей ребенка и быстро растворился в питерском тумане. «Девушке с ребенком» дали комнату в коммуналке (девять квадратных метров), в которой кроме нее жили еще три старухи.
Старухи были настоящие петербурженки, одна – даже из дворян. Их изголодавшие по человеческому теплу души тут же потянулись к маленькой девочке, и стали ее учить всему, что знали сами: от шитья – до французского языка. Так и зажили они большой женской семьей – Антонина работала, а старухи за ребенком присматривали. Кстати, «для людей» ребенка звали Сюзанна, а для Бога – Софья. И все бы ничего, да только ребеночек, как часто называли ее старушки, немым оказался.
Девочкина немота во многом развязала старушкам руки, и они не стеснялись при ней говорить ни о блокаде, ни о церкви, ни о кэгэбешниках. Ведь, ребенок все равно никак не мог их выдать. Сама Чижова говорит, что «немота – важнейшая функция существования в советские годы». «Если представить это житейской историей, то, конечно, я не знаю, что могло получиться. Этим старушкам в жизни могла бы не понравиться сама мать девочки, и они не стали бы воспитывать ее. Но в романе немота - обязательное условие, поэтому если выкинуть этот фактор оттуда, то все было бы по-другому», - считает автор.
Поэтому роман в основном и состоит из болтовни трех престарелых старушек. Иногда в текст вклиниваются размышления матери или дочери. Но главные, конечно, старушки. «Я вот, Гликерия Егоровна, в коммунизме мечтала б пожить. Взглянуть хоть одним глазком… – Все, говорят, по-другому будет. Стирать, и то ведь машинами… - Да, ну! – Изумляется. – На улице, что ли? Вроде убиральных? Так белье ж у них перепутается… - Нет, зачем же на улице? У себя поставят по домам…».
Подобной наивности в тексте полным-полно, и поначалу она даже немного раздражает, когда люди мечтают о том, что обед готовить будет совершенно не обязательно, потому, что люди смогут пойти в магазин и купить себе конфет шоколадных… А потом я подумала, что, во-первых, я сама так часто делаю – подменяю приготовление обеда конфетами шоколадными, а во-вторых, я бы сегодня не смогла объяснить моей бабушке предназначение всех предметов, которые есть в моем доме. Ну, вы меня понимаете…
В целом же вся эта разношерстная компания бабушек-матерей-внучек вместе жила хорошо, потому, что как скажет Сюзанна (Софья) в конце романа, «ведь жизнь устанавливается не по смыслу, а по уровню людских душ...»
Традиционный вопрос – для кого книжка? Я прослушала аудио общения Чижовой с читателями одной из российских газет, где у нее спросили – «какие книги вы рекомендуете читать?». И она сказала: «Серьезные. Потому, что чужой опыт, рассказанный честно – это очень важная вещь». Поэтому и я скажу, что книга для тех, кто хочет узнать чужой опыт, рассказанный очень честно.
Наталья Талалай
Коментарі
Останні події
- 27.10.2025|11:2010 причин відвідати фестиваль «Земля Поетів» у Львові
- 26.10.2025|08:07У Львові відбудеться презентація однієї з найпомітніших книг сучасної воєнної прози: «Гемінґвей нічого не знає» Артура Дроня
- 25.10.2025|11:58Як підготуватися до Радіодиктанту національної єдности - поради від філологині Інни Літвінової
- 25.10.2025|11:51У Львові вручили премію імені Богдана Ігоря Антонича 2025 року
- 21.10.2025|11:27У Луцьку презентували посібник із доступності для культурних подій
- 21.10.2025|09:36Любомир Стринаглюк презентує у Львові збірку поезії «Докричатися до живих»
- 20.10.2025|18:59Коти, книжки й доброта: у Києві проведуть благодійну зустріч із притулком «Мурчики» і презентують «Таємничий світ котів»
- 20.10.2025|15:43Роман «Укриття» Людмили Петрушко: гімн добру і силі духу
- 19.10.2025|19:30«Їжа як комунікація»: У Відні презентували книги Вероніки Чекалюк
- 19.10.2025|10:54Поети творять націю: у Львові 8-9 листопада відбудеться II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
