Літературний дайджест

31.10.2011|13:43|ART Ukraine

Томаш Пйонтек: «Я не считаю, что у людей нужно отнимать иллюзии»

19 октября в центре Визуальной культуры НаУКМА состоялась встреча с известным польским писателем и публицистом Томашем Пйонтеком, автором скандальной книги «Героин», частично основанной на его собственном опыте.

Томаш Пйонтек приехал в Киев в рамках презентации 2-го номера украинской версии журнала «Политическая критика», который пытается сосредоточиться на острых культурных и политических вопросах современного общества. В этом году в ответ на беатификацию Иоанна Павла II вышел полемический памфлет Пйонтека «Анти-Папа», ставший первой в Польше систематической и бескомпромиссной критикой деятельности Кароля Войтылы. Специально для читателей ART UKRAINE мы попросили скандального автора ответить на интересующие нас вопросы.

 

Еще несколько лет назад Польша была страной, где критика церкви  воспринималась как безумный эпатаж, политическая сцена контролировалась  правыми партиями, но парламентские выборы, 9 октября, принесли неожиданный успех радикальной антиклерикальной партии.  Что нужно, чтобы в Украине произошли такие изменения и народ начал влиять на политику?

- Польский пример показывает, что много не надо. Хватило того, что в течение нескольких лет несколько тысяч людей повторяли то же, те же слова. Пустота мысли была такой, что в момент, когда мы предложили какую-то мысль, она заполнила головы очень многих людей. Оказалось, что это соответствует ожиданиям очень многих людей. Мне кажется, что в Украине произойдет то же: достаточно того, чтобы определенно утверждать какую-то мысль - и климат изменится.

 

Давайте поговорим, о книге «Героин». Она основана на вашем личном опыте. Вы принимали героин?

- Да.

 

И как это было?

- По этому поводу я хотел бы рассказать такую ​​историю собственной жизни. Я принял наркотик и заразился гепатитом C. Этого бы не произошло, если бы наркотики были легализованы. В отношении наркотиков, я считаю, существует две категории людей: те, которые принимают их ради забавы, и у них не возникает привыкания. Это 90%, и 10% - это люди, у которых возникает привыкание и им необходимы наркотики. Эту последнюю категорию людей надо лечить. И тех, и других не за что судить, в любом случае.

 

- Но разве запрет на употребление наркотиков не преследует как раз тех людей, которые принимают их ради забавы? Разве не эта цель запрета?

- Нет. Люди все равно покупают наркотики, хоть нелегально. И почему, собственно, люди должны переставать «баловаться» наркотиками?

 

Расхожая точка зрения звучит так: человек должен жить в реальности, а не в своих мечтах. А наркотики дают нам иллюзорную жизнь.

- Я не считаю, что у людей нужно отнимать иллюзии. Мы живем в реальности не меньше, чем в своих мечтах. Более того, мы проводим больше времени в своих мечтах.

 

- Что вы тогда можете сказать об искусстве? Является ли искусство таким способом сбежать в мечты.

- Искусство является скорее способом столкнуться с чем-то мучительным, а не бегством к мечтам. Искусство – это попытка взаимодействовать с проблемной сферой.

 

- Что вы можете сказать о фильме Яэль Бартана, который представлял Польшу на Венецианской биеннале в этом году. Яэль Бартана – основательница движения за Еврейское Возрождение в Польше, в своем фильме она призывает около 3 300 000 евреев вернуться в Польшу…

- Было бы замечательно, если бы они вернулись, но этого скорее всего не случится. Если евреи будут убегать из Израиля, то в Америку. В Польше антисемитизм. Может, это не такой болезненный антисемитизм, как арабский, но он есть. Везде есть антисемитизм, но в Польше - это действительно проблема.

 

- По-вашему, этот фильм является примером такого соприкосновения с болезненной реальностью?

- Это пример альтернативной реальности, такой, в которой евреи могли бы вернуться в Польшу. А поляки это даже ценили бы. И это альтернативная реальность, потому что в действительности это не так.

 

- Должно ли искусство, в качестве способа взаимодействия с проблемной сферой, иметь социально-политическую окраску?

- Искусство, по моему мнению, должно сочетать эстетику и этику. Должно говорить о добре и зле, и говорить об этом прекрасным образом. И, конечно, там, где встречаются эстетика и этика, и в особенности там, где встают этические вопросы, невозможно обойтись без политики, ибо она часть этики.

 

- Отсюда нам часто кажется, что польское общество базируется на католической религии. Вы очень остро критикуете католицизм в книге «Анти-Папа». Какая идея могла бы занять место религии, быть столько же значимой?

- Есть такая поговорка: у евреев и католиков - религия, а у протестантов - вера. Мне хотелось бы, чтобы место религии заняла вера, этические принципы. В этом смысле протестантизм больше сконцентрирован на этике.

Анна Ландихова

 



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса
12.04.2025|09:00
IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
06.04.2025|20:35
Збагнути «незбагненну незбагнеж»
05.04.2025|10:06
Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
05.04.2025|10:01
Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
05.04.2025|09:56
Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію
30.03.2025|10:01
4 квітня KBU Awards 2024 оголосить переможців у 5 номінаціях українського нонфіку
30.03.2025|09:50
У «Видавництві 21» оголосили передпродаж нової книжки Артема Чапая
20.03.2025|10:47
В Ужгороді представили книжку про відомого закарпатського ченця-василіянина Павла Мадяра


Партнери