Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Томаш Пйонтек: «Я не считаю, что у людей нужно отнимать иллюзии»
19 октября в центре Визуальной культуры НаУКМА состоялась встреча с известным польским писателем и публицистом Томашем Пйонтеком, автором скандальной книги «Героин», частично основанной на его собственном опыте.
Томаш Пйонтек приехал в Киев в рамках презентации 2-го номера украинской версии журнала «Политическая критика», который пытается сосредоточиться на острых культурных и политических вопросах современного общества. В этом году в ответ на беатификацию Иоанна Павла II вышел полемический памфлет Пйонтека «Анти-Папа», ставший первой в Польше систематической и бескомпромиссной критикой деятельности Кароля Войтылы. Специально для читателей ART UKRAINE мы попросили скандального автора ответить на интересующие нас вопросы.
- Еще несколько лет назад Польша была страной, где критика церкви воспринималась как безумный эпатаж, политическая сцена контролировалась правыми партиями, но парламентские выборы, 9 октября, принесли неожиданный успех радикальной антиклерикальной партии. Что нужно, чтобы в Украине произошли такие изменения и народ начал влиять на политику?
- Польский пример показывает, что много не надо. Хватило того, что в течение нескольких лет несколько тысяч людей повторяли то же, те же слова. Пустота мысли была такой, что в момент, когда мы предложили какую-то мысль, она заполнила головы очень многих людей. Оказалось, что это соответствует ожиданиям очень многих людей. Мне кажется, что в Украине произойдет то же: достаточно того, чтобы определенно утверждать какую-то мысль - и климат изменится.
- Давайте поговорим, о книге «Героин». Она основана на вашем личном опыте. Вы принимали героин?
- Да.
- И как это было?
- По этому поводу я хотел бы рассказать такую историю собственной жизни. Я принял наркотик и заразился гепатитом C. Этого бы не произошло, если бы наркотики были легализованы. В отношении наркотиков, я считаю, существует две категории людей: те, которые принимают их ради забавы, и у них не возникает привыкания. Это 90%, и 10% - это люди, у которых возникает привыкание и им необходимы наркотики. Эту последнюю категорию людей надо лечить. И тех, и других не за что судить, в любом случае.
- Но разве запрет на употребление наркотиков не преследует как раз тех людей, которые принимают их ради забавы? Разве не эта цель запрета?
- Нет. Люди все равно покупают наркотики, хоть нелегально. И почему, собственно, люди должны переставать «баловаться» наркотиками?
- Расхожая точка зрения звучит так: человек должен жить в реальности, а не в своих мечтах. А наркотики дают нам иллюзорную жизнь.
- Я не считаю, что у людей нужно отнимать иллюзии. Мы живем в реальности не меньше, чем в своих мечтах. Более того, мы проводим больше времени в своих мечтах.
- Что вы тогда можете сказать об искусстве? Является ли искусство таким способом сбежать в мечты.
- Искусство является скорее способом столкнуться с чем-то мучительным, а не бегством к мечтам. Искусство – это попытка взаимодействовать с проблемной сферой.
- Что вы можете сказать о фильме Яэль Бартана, который представлял Польшу на Венецианской биеннале в этом году. Яэль Бартана – основательница движения за Еврейское Возрождение в Польше, в своем фильме она призывает около 3 300 000 евреев вернуться в Польшу…
- Было бы замечательно, если бы они вернулись, но этого скорее всего не случится. Если евреи будут убегать из Израиля, то в Америку. В Польше антисемитизм. Может, это не такой болезненный антисемитизм, как арабский, но он есть. Везде есть антисемитизм, но в Польше - это действительно проблема.
- По-вашему, этот фильм является примером такого соприкосновения с болезненной реальностью?
- Это пример альтернативной реальности, такой, в которой евреи могли бы вернуться в Польшу. А поляки это даже ценили бы. И это альтернативная реальность, потому что в действительности это не так.
- Должно ли искусство, в качестве способа взаимодействия с проблемной сферой, иметь социально-политическую окраску?
- Искусство, по моему мнению, должно сочетать эстетику и этику. Должно говорить о добре и зле, и говорить об этом прекрасным образом. И, конечно, там, где встречаются эстетика и этика, и в особенности там, где встают этические вопросы, невозможно обойтись без политики, ибо она часть этики.
- Отсюда нам часто кажется, что польское общество базируется на католической религии. Вы очень остро критикуете католицизм в книге «Анти-Папа». Какая идея могла бы занять место религии, быть столько же значимой?
- Есть такая поговорка: у евреев и католиков - религия, а у протестантов - вера. Мне хотелось бы, чтобы место религии заняла вера, этические принципы. В этом смысле протестантизм больше сконцентрирован на этике.
Анна Ландихова
Коментарі
Останні події
- 27.11.2024|12:11"Книгарня "Є" відновлює тури для письменників: дебютні авторки-фантастки вирушають у подорож Україною
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»