Re: цензії
- 23.01.2025|Ігор ЧорнийЖертва не винна
- 20.01.2025|Олександра СалійПароль: Маньо
- 16.01.2025|Ігор ЧорнийБориславу не до сміху
- 09.01.2025|Богдан СмолякПодвижництво, задокументоване серцем
- 07.01.2025|Тетяна Качак, м. Івано-ФранківськВолодимир Полєк – жива енциклопедія
- 03.01.2025|Віктор ВербичОбітниця Олександра Ковча: «Любити, вірити, чекати»
- 02.01.2025|Галина Максимів, письменницяПро вибір ким бути: ножицями чи папером
- 31.12.2024|Михайло ЖайворонМіж рядками незвіданих тиш
- 31.12.2024|Галина Максимів, письменницяПодорож, яка змінила світ на краще
- 30.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськFemina est…
Видавничі новинки
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
- Олександр Ковч. "Нотатки на полях"Поезія | Буквоїд
- У видавництві Vivat вийшов комікс про Степана БандеруКниги | Буквоїд
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
Літературний дайджест
Интересное кино
Книга Александра Молчанова — удобный самоучитель по сочинению сценариев для тех, кому это нужно, и увлекательная анатомия кино для всех остальных.
Александр Молчанов. Букварь сценариста: как написать интересное кино. М.: Риор, 2010.
Занимательность, живость письма и остроумие не совсем те свойства, которых мы по умолчанию ждём от книги, озаглавленной «Букварь». Была бы доходчивой и полезной, и на том спасибо. Однако «Букварь сценариста» Александра Молчанова — редкое исключение из этого правила: внятный, удобный и по-хорошему утилитарный, он в то же время послужит изумительно приятным, остроумным и увлекательным чтением, в том числе для тех, кто даже в самых честолюбивых мечтах не видит себя в роли сценариста, пружинисто шагающего по красной ковровой дорожке навстречу заслуженной награде.
Впрочем, если верить Александру Молчанову, таких людей в наше время почти не осталось. Если кто-нибудь скажет вам «Нет, я не хочу быть сценаристом», будьте с этим парнем поосторожнее: он обманщик. В действительности на смену повальному желанию «написать великий роман и прославиться» пришло не менее повальное стремление «написать великий фильм и прославиться». Более того, эта последняя мечта почему-то многим кажется близкой, вполне осуществимой и даже по большому счёту не требующей особых навыков. Кино-то все смотрят, а придумать захватывающий сюжет и яркие диалоги… для этого нужен талант, немного вдохновения и, в общем, всё.
Эту идею Молчанов деконструирует в первую очередь. Не случайно речь о вдохновении в его книге заходит только в предпоследней главе, непосредственно перед рассказом о тонкостях составления авторского договора. До этого автор говорит преимущественно о скрытой от обывательского глаза сюжетной механике, приводящей в действие всю головокружительную машинерию фильма.
На какие составные части делится фильм, как эти части соединены друг с другом, в чём смысл диалогов и как принято оформлять сценарий у нас и на Западе — обо всем этом Молчанов, сценарист доброго десятка отечественных сериалов, знает не с чужих слов и рассказывает с уверенной лёгкостью настоящего профи, способного, по заветам Эйнштейна, объяснить принципы квантовой механики восьмилетнему ребёнку.
Однако информативностью и практической пользой, как уже было сказано, достоинства книги не исчерпываются. С пропповской обстоятельностью раскладывая кино на составляющие, Молчанов незаметно для читателя проделывает фокус куда более хитрый. Нажимая на волшебную потайную пружинку, он приоткрывает заднюю крышку фильма и демонстрирует читателю причудливые шестерёнки, вращающиеся колёсики, валики, молоточки и прочие элементы сложного механизма, о существовании которых мы прежде и не подозревали. Стоит ли удивляться, что после прочтения книги Молчанова нам едва ли когда-нибудь удастся снова смотреть кино так, как прежде, — по-детски доверчиво и наивно: на смену восторгу профана, млеющего от встречи с чудом, теперь придёт зрелое восхищение (или, напротив, недоумение), основанное на трезвом понимании и осмыслении увиденного.
Зато (и, если вдуматься, это не такая плохая компенсация за понесённый моральный ущерб) уморительными шутками и изящными афоризмами, которые Молчанов щедро рассыпает по тексту, прямо на ходу придумывая примеры неожиданных сценарных ходов, читатель сможет развлекать собеседников целый год, а то и больше. Ну а кто-то, возможно, ещё и сценарии писать научится, так, в виде небольшого дополнительного бонуса к полученному от книги удовольствию.
Галина Юзефович
Коментарі
Останні події
- 22.01.2025|11:18Англійське чаювання з Генрі Маршем: говоримо, мотивуємо, донатимо
- 22.01.2025|11:16«Інше життя» від Христини Козловської вже в книгарнях-кав’ярнях та на сайті
- 22.01.2025|09:24«Основи» перевидають фотокнигу balcony chic Олександра Бурлаки, доповнену фотографіями з 2022–2024 років
- 20.01.2025|10:41Розпочинається прийом творів на VІI Всеукраїнський конкурс малої прози імені Івана Чендея
- 17.01.2025|11:04Топ БараБуки: короткий список найкращих дитячих і підліткових видань 2024 року
- 15.01.2025|10:48FRANKOPRIZE 2025: Комітет розпочав прийом заявок
- 12.01.2025|20:21Філософські есе Олега Кришталя крізь призму відгуків
- 12.01.2025|08:23«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Красне письменство»
- 11.01.2025|21:35«Де моє хутро»: історія про силу прийняття вперше презентували у Львові
- 11.01.2025|09:00«Книжка року’2024». Парад переможців: Короткі списки номінації «Софія»