Re: цензії

18.12.2024|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Нотатки мемуарного жанру
17.12.2024|Оксана Тебешевська, заслужений учитель України, письменниця
Володимир Качкан: «З того слова насію довічних пісень…»
14.12.2024|Валентина Семеняк, письменниця
Ключ до послань
10.12.2024|Ігор Зіньчук
Свобода не має ціни
01.12.2024|Ігор Зіньчук
Томас Манн „Будденброки” – роман–сага про занепад однієї родини
20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях

Літературний дайджест

Чем глубже прошлое, тем выше культура

В Симферополе открылся Дом-музей Ильи Сельвинского.

Осенью 2009 года в доме, расположенном в переулке Бондарном, дом 2, где 110 лет назад родился поэт Илья Сельвинский, открылся первый в Симферополе литературный музей – мемориальный Дом-музей Ильи Сельвинского.

Почти 30 лет претворялось в жизнь решение симферопольского городского и крымского областного исполнительных комитетов о создании музея. Сама идея увековечения памяти, по выражению Макса Волошина, «поэта-оркестра» принадлежит его семье. В начале 1980-х годов падчерица Сельвинского Цецилия Александровна Воскресенская, являвшаяся секретарем Комиссии по литературному наследию Сельвинского, и его родная дочь Татьяна Ильинична Сельвинская вели переписку с крымскими властями с предложением создать мемориальный музей отца в Симферополе, в родительском доме. Эту идею отстаивали и деятели литературы и искусства Лев Озеров, Евгений Симонов, Белла Ахмадулина, Борис Мессерер, Фазиль Искандер, Василий Лановой, Ольга Остроумова, а также представители научной и культурной общественности Крыма.

Итогом деятельности комиссии, которую до 1986 года возглавлял академик Михаил Храпченко, а затем литературный критик, профессор Литературного института имени А.М.Горького Лев Озеров, стало установление мемориальной доски на школе, бывшей мужской гимназии в Евпатории (ее Сельвинский окончил в 1919 году), присвоение евпаторийской гимназии имени Сельвинского, появление улиц Сельвинского в Евпатории и Симферополе, спуск на воду сухогруза «Илья Сельвинский» Дунайского пароходства, публикация в 1990 году эпопеи «Три богатыря», которая в течение почти 40 лет находилась под запретом и которую российский критик Игорь Михайлов назвал «поэтическим подвигом жизни Сельвинского».

В 1990 году в Симферополе был сформирован отдел Крымского краеведческого музея (ныне крымское республиканское учреждение «Центральный музей Тавриды») – Дом-музей Ильи Сельвинского. Семья поэта стала передавать экспонаты для будущей выставки, началась работа над ее научной концепцией, тематико-экспозиционным планом. Важными этапами в «летописи» музея стали: отселение жильцов из дома, его снос, создание проекта реконструкции, возведение фундамента (начало 1990-х – 2004 год). Однако для начала функционирования культурного объекта этих действий было недостаточно.

В 1999 году к 100-летию со дня рождения поэта в залах Крымского республиканского краеведческого музея открылась выставка «Илья Сельвинский. Жизнь и творчество». Десять лет два небольших зала знакомили многочисленных посетителей, в том числе и зарубежных, с уникальными экспонатами: будь то гимназический аттестат Сельвинского за восьмой класс, редкое издание ранних произведений поэта или фотографии, где он – с Всеволодом Мейерхольдом, Борисом Пастернаком, Константином Паустовским, Леонидом Утесовым и другими.

С 1994 года регулярно проводятся Крымские Международные научные чтения И.Л.Сельвинского, на которых обсуждаются проблемы истории и теории литературы, краеведения и музееведения. По результатам чтений издаются сборники научных докладов.

Основными формами пропаганды творчества яркого поэта-экспериментатора ХХ столетия, лидера Литературного центра конструктивистов, с одной стороны, и последователя русских классических традиций – с другой, являются экскурсионная и консультационная работа с разнообразной целевой аудиторией, участие в теле- и радиопередачах, посвященных жизни и творчеству Сельвинского, создание кратковременных тематических выставок, подготовка материалов для документальных фильмов, издание поэтических сборников и др.

В 2004 году Татьяна Сельвинская и Цецилия Воскресенская продали ценную вещь из коллекции семьи – картину Александра Тышлера, которую сам художник подарил Илье Львовичу в далекие 1920-е годы в период работы над оформлением книги Сельвинского «Улялаевщина». Благодаря усилиям семьи поэта был восстановлен корпус здания, но на завершение реконструкции средств не хватило.

С осени 2008 года восстановление дома проводилось под патронатом председателя Верховной Рады АР Крым Анатолия Гриценко. Ровно через год все строительные и отделочные работы были завершены. Заказчиком выступило управление капитального строительства при совете министров АР Крым, подрядчиком – ООО «Крымпроектреставрация».

В 1958 году Сельвинский сделал запись в дневнике: «Культура – это прошлое, пролившееся в настоящем. Чем глубже это прошлое, тем выше культура». Наконец, память о выдающемся поэте нашла свое материальное воплощение, а крымчане и гости полуострова получили возможность открыть для себя новую страницу в литературном краеведении.

Экспозиция в Доме-музее Ильи Сельвинского представляет жизнь и творчество поэта в контексте насыщенной судьбоносными событиями истории ХХ века (Октябрьская революция, Гражданская, Великая Отечественная войны, сталинские репрессии и др.). Ее украсили живописные полотна и инсталляции Татьяны Сельвинской – сценографа, живописца, педагога, поэта, лауреата Государственной премии России, чье искусство известно не только в России, но и далеко за ее пределами: в США, Германии, Израиле и других странах. На открытии Дома-музея Ильи Сельвинского Татьяна Ильинична произнесла: «Последняя точка поставлена». Последняя точка – в «летописи» создания музея, но отправная – в его полноценном функционировании как культурного объекта.

Ирина Степанова, старший научный сотрудник отдела "Дом-музей Ильи Сельвинского" КРУ "Центральный музей Тавриды".



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

19.12.2024|11:01
Топ БараБуки: довгий список найкращих дитячих і підліткових видань 2024 року
19.12.2024|07:49
Топ продажів видавництва VIVAT у 2024 році
18.12.2024|13:16
Фонд Східна Європа за підтримки Швейцарії випустив онлайн-курс для підлітків «Не можеш сказати – пиши!»
17.12.2024|19:44
Мирослав Лаюк став лауреатом премії імені Шевельова 2024 року
17.12.2024|19:09
Вийшов трейлер української стрічки «Фрагменти льоду»
10.12.2024|18:36
День народження Видавництва Старого Лева
10.12.2024|10:44
На Оболоні Книгарня "Є" відкриє новий культурний простір “Книгарня “Є”
10.12.2024|10:38
Видавець Віктор Круглов пройшов відбір на навчання в Стенфордській вищій школі бізнесу
10.12.2024|10:35
Ретроспективні фільми «7 психопатів», «Орландо» і «Володарі часу» покажуть узимку в кінотеатрах України
10.12.2024|10:30
У Києві презентують книжку “Спіймати невловиме. Путівник світом есеїстики”


Партнери