Re: цензії
- 05.11.2025|Віктор ВербичКоли життя і як пейзаж, і як смерть
- 04.11.2025|Дана ПінчевськаГаличани та духи мертвих: історія одного порозуміння
- 04.11.2025|Надія Гаврилюк“Перетворює затамування на захват”: поезія Богуслава Поляка
- 03.11.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськІспит на справжність
- 02.11.2025|Богдан СмолякЗахисник Істин
- 31.10.2025|Володимир Краснодемський, журналіст, Лозанна, ШвейцаріяЯк змосковлювали ментальність українців
- 30.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськХудожній простір поезії Мирослава Аронця
- 27.10.2025|Ігор ЧорнийПекло в раю
- 20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?Котел, в якому вариться зілля
- 19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на ТернопілліПобачити себе в люстерці часу
Видавничі новинки
- Олександр Скрипник. «НКВД/КГБ проти української еміграції. Розсекречені архіви»Історія/Культура | Буквоїд
- Анатолій Амелін, Сергій Гайдайчук, Євгеній Астахов. «Візія України 2035»Книги | Буквоїд
- Дебра Сільверман. «Я не вірю в астрологію. Зоряна мудрість, яка змінює життя»Книги | Буквоїд
- Наомі Вільямс. «Пацієнтка Х, або Жінка з палати №9»Проза | Буквоїд
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
Борис Акунин: Путин еще не созрел для серьезного разговора
«Мне совершенно ясно, что Владимир Путин еще не созрел для серьезного разговора», - сказал Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), отзываясь на сделанное накануне заявление пресс-секретаря президента России.
В четверг пресс-секретарь В. Путина Дмитрий Песков заявил, что премьер готов к диалогу с оппозицией, но пока в его графике этого не запланировано.
В России процесс становления гражданского общества вошел в активную фазу, а стимулом этому стали ошибки власти, прежде всего, объявление о предстоящей рокировке во властном тандеме, считает Борис Акунин. О ситуации в России между двумя выборами - парламентскими и президентскими - мы говорим с Григорием Чхартишвили, более известным по его писательскому псевдониму - Борис Акунин.
Борис Акунин: Это активная фаза становления гражданского общества, которое медленно и невидимо глазу созревало все эти годы. В результате грубых ошибок, допущенных властью, начались, я бы сказал, несколько преждевременные роды, которые ничем теперь не остановишь. Грубыми ошибками власти я называю, во-первых, совершенно бесстыдную рокировку, которую Путин с Медведевым провели 24 сентября, просто поставив нас в известность, что следующим президентом будет Путин. И второе, конечно, это то, как безобразно были проведены выборы в Думу. Теперь гражданское общество уже проснулось, оно обратно уже не уснет. Процесс этот будет постепенным, долгим. Президентские выборы и президентская кампания, через которые нам сейчас предстоит пройти, это не конец, это этап на пути становления гражданского общества и, собственно говоря, лишь еще больше ускорят процесс его формирования.
20 декабря оргкомитет акций "За честные выборы" подал заявку на протестное шествие 4 февраля. В мэрии не согласовывают маршрута шествия. Если власти окончательно запретят акцию, не приведет ли это к радикализации протестного движения?
Борис Акунин: Власти в такой степени не умны, что они, конечно, могут запретить эту акцию, но выйдет только хуже для них. Во-первых, мы найдем иные способы провести это шествие, которые им в голову не приходят. Кроме того, это еще больше увеличит интерес к этому событию, выведет больше людей на улицу, и ничем хорошим это для них не закончится, это лишь еще больше, действительно, радикализирует процесс.
О диалоге с властью
В четверг пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что премьер «никогда не отвергал возможности общения с представителями любых групп». Вместе с тем, складывается впечатление, что премьер от контактов уходит. Может ли встреча с Путиным, ваша лично, например, или кого-то из оппозиции что-то разрешить в той ситуации, которая сейчас сложилась?
Борис Акунин: Мне совершенно ясно, что Владимир Путин еще не созрел для серьезного разговора, он до сих пор витает в мире иллюзий, он верит опросам общественного мнения, которые сам заказывает и получает то, что он хочет увидеть. На самом деле, никакой пользы от разговоров сейчас я не вижу. Когда Путин сказал об этом, я к этому сразу отнесся как к пустой демагогии, мне было понятно, что никакой встречи не состоится. И, действительно, вчера уже пресс-секретарь сказал, что, в принципе, да, но сейчас у него нет времени, - то есть уже было ясно, что он явно от этой встречи уклонится.
О национализме
Что вы думаете по поводу присутствия националистов в нынешнем протестном движении, дебатов вокруг темы национализма. Создается впечатление, что эта тема спускается сверху. Даже В. Путин, говоря, о вас, русском писателе, особо подчеркнул ваши этнические корни. С. Удальцов сказал на антифашистском митинге 19 января, что власть «раскалывает общество по национальному признаку». Что вы думаете о муссировании темы национализма и этих попытках разобщить людей сегодня в России?
Борис Акунин: Это совершенно разные темы, разные вопросы. Лично я к националистической идее отношусь резко отрицательно вообще, а применительно к России, многонациональному федеративному государству, я ее считаю просто губительной. При этом я хорошо понимаю, что какая-то часть наших граждан придерживается этой системы взглядов, и здесь уже нужно проводить между ними градацию. Можно придерживаться этой системы взглядов, если ты не нарушаешь законов по Конституции, - это неприятно, но нормально. Если же это нарушает законы, то это, конечно, должно пресекаться, как всякое преступление.
Что касается участия националистов в протестном движении. Видите ли, в чем дело, это движение никем не организовано, оно сверху никем не руководится. Все общественные силы, которые не довольны режимом, по собственной инициативе выходят на улицу и принимают в нем участие. Там есть полно всяких движений, ручейков, партий, которые мне не нравятся, с которыми я не согласен ни по одному поводу. Но надо восстановить нормально работающую демократию в стране. Тогда все мы нормальным естественным путем вступим в спор, начнем убеждать избирателей, и в парламент пройдут те, кто заручился их поддержкой. Вот и все, тут не надо изобретать велосипед.
Т.е. вы говорите о партийном строительстве? Если будет изменено партийное законодательство, то все эти силы - движения, «ручейки» - оформятся в некие партийные структуры. Т.е. нынешнее протестное движение должно привести к строительству партийной системы, которая в России была практически зачищена...
Борис Акунин: Естественно. Все это произойдет в течение 2012 года. Общее протестное движение начнется делиться по интересам и взглядам. Образуется мощная партия или блок партий и движений центра - такая «партия среднего класса», которая выступает за демократию. Будет обязательно левое крыло, причем не то, которое сейчас представляет парламентская КПРФ, а будут новые левые. Там будут социалисты, будут коммунисты. И, конечно же, образуется правое крыло, где будут националисты. То есть, восстановится такая нормальная, естественная геометрия политической жизни.
О Навальном
Какое впечатление сложилось у вас об Алексее Навальном после трех частей вашей переписки с ним в ЖЖ? Поняли ли вы что это за человек, что это за политик?
Борис Акунин: Что касается Алексея Навального. В результате того пространного диалога, который состоялся у меня с ним пару недель назад, у меня создалось ощущение, что он не страшный, что бояться его не нужно, что он никакой не националист, что он проходит эволюцию, что он развивается - он ведь еще очень молодой человек. То, что я от него услышал, в общем и целом меня устраивает, есть какие-то расхождения, но они не носят антагонистического характера. В общем, я склонен рассматривать Алексея Навального как перспективного политика и я не думаю, что демократическая часть общества должна относиться к нему с предубеждением.
Нет ли опасности, что Навального могут увлечь в какие-то политтехнологические структуры крайне-правого толка? Нынешняя власть в Кремле общается с народом не через посредство политики, а при помощи политтехнологий...
Борис Акунин: Я бы не преувеличивал одаренность путинских политтехнологов. Эта система плоха тем, что она изживает из своей среды всех эффективных и талантливых людей, там остаются одни посредственности, которые ничего, даже никакую пакость не могут как следует планировать. Вы посмотрите: все, что они сейчас делают, оборачивается против них самих. Главным анти-путинским пропагандистом является сам Владимир Путин. Главной силой, разрушающей его систему власти, является правящая партия Единая Россия. Что бы они ни сделали, всё выходим им боком. Они вопиюще неэффективны и бездарны. Уверяю вас, что Алексей Навальный гораздо умнее, чем они.
И вообще, я хочу еще сказать по поводу российского национализма. Владимир Путин, судя особенно по вчерашней его встрече с футбольными болельщиками, кажется, всерьез считает, что националисты в России это мощная сила и чуть ли не мейнстрим. На самом деле это не так. Все эти страхи довольно сильно преувеличены, на мой взгляд. Я просто смотрю по опросам общественного мнения касательно массовых митингов на Болотной и на проспекте Сахарова - на проспекте Сахарова проводилось анкетирование. Там было очень много националистических флагов, но, суда по количеству людей, там, видимо, каждый националист стоял с флагом, потому что их было среди этого людского моря 6%.
О политике
Вас сейчас называют «русским Вацлавом Гавелом. Как вы к этому относитесь, ведь в отличие от Гавела вы не хотите стать президентом...
Борис Акунин: Не только не хочу стать президентом, я вообще не хочу заниматься политикой. Я не хочу становиться Гавелом, судьба Гавела - это, так сказать, для меня кошмар. Потому что писатель берет и в течение 18 лет ничего не пишет и занимается только политикой. Я хочу, чтобы у нас в стране все, наконец, уже, что называется, все пришло в порядок, политикой занимались бы политики, а я смог вернуться к своему любимому делу и писал бы дальше книжки.
Byuf
Коментарі
Останні події
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
