Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
112 лет автору "Трёх толстяков"
3 марта 1899 года родился Юрий Карлович Олеша – русский драматург и прозаик.
Будущий автор любимой многими поколениями читателей сказки "Три толстяка" родился в Елисаветграде (современный Кировоград). Отец, разорившийся польский дворянин, работал чиновником по акцизным делам. Мать поддерживала в семье атмосферу в духе католической веры. В 1902 году семья перебралась жить в Одессу. Этот замечательный, сплошь пронизанный культурой город, в какой-то степени воспитывал будущего писателя. Еще обучаясь в гимназии, Олеша писал стихи. В 1915 году его стихотворение "Кларимонда" опубликовала газета "Южный вестник". В 1917 году он поступил в университет, где на протяжении двух лет учился на юриста. В Одессе в компании с Ильёй Ильфом, Валентином Катаевым, и Эдуардом Багрицким создал организацию "Коллектив поэтов".
В период Гражданской войны Олеша пребывал в Одессе, где в 1919 году ему пришлось пережить смерть своей горячо любимой сестры Ванды. После этого в 1921 году переехал в Харьков, где в качестве журналиста работал в периодических изданиях. В 1922 году Олеша перебрался в Москву, а его родители эмигрировали в Польшу. В Москве под псевдонимом Зубило, для газеты "Гудок" писал статьи и фельетоны.
В 1928 году было опубликовано первое прозаическое творение Олеши – роман-сказка "Три толстяка". Это произведение, написанное еще в 1924 году, писатель посвятил своей жене Ольге Густавне Суок. У публики же сказка возымела огромный интерес. И взрослые, и дети были в восторге от фантазии автора и особенных метафорических образов. К месту стоит сказать, что Олешу в писательских кругах называли не иначе, как "королем метафоры". В 1930 году Олеша получил заказ от МХАТа сделать инсценировку своего произведения "Три толстяка", и по сей день имеющую успех во многих театрах мира.
Роман "Зависть", опубликованный в журнале "Красная новь", вызвал положительную критику в литературной среде. Главный герой произведения, интеллигентный поэт и мечтатель Николай Кавалеров, принял образ героя времени, такого себе "лишнего человека" советских реалий. Неудачник Кавалеров, будучи полной противоположностью успешному и напористому колбаснику Андрею Бабичеву, не казался проигравшим. Не имея возможности и желания преуспевать в этом мире, живущем супротив человечным законам, образ главного героя виделся автобиографическим, о чем писатель отмечает в своем дневнике. В романе метафора советского строя предстает в виде колбасы, символизирующей благополучие. В 1929 этот роман Олеша переписывает под пьесу "Заговор чувств".
Образ женского персонажа в пьесе "Список благодеяний" актрисы Елены Гончаровой также весьма автобиографичен. В 1931 году пьесу, переделанную согласно цензуре, репетировал Мейерхольд, но спектакль все-таки был запрещен. "Список благодеяний" фактически отражал "список преступлений" той власти. В пьесе писатель выражал свое отношение к существующему строю – расстрелам, запретам на частную жизнь и право открыто высказывать свою точку зрения, бессмысленности творчества в государстве, в котором общество разрушено и т.п.
В 1930-е годы Олеша написал пьесу, сюжет которой основывался на мысли автора о нищете и отчаянии человека, у которого отобрали все, оставив лишь кличку "писатель". Попытка донести эти чувства была предпринята Олешей в его выступлении на Первом съезде советских писателей в 1934 году. Данная пьеса так и не была закончена. По оставшимся черновикам в 1986 году в Москве режиссер Михаил Левитин в театре "Эрмитаж" поставил спектакль под названием "Нищий, или Смерть Занда".
В последующие годы Олеша не создавал цельных произведений в художественном стиле. Это он объяснял тем, что присущая ему эстетика данного искусства в текущий период времени не нужна. Но многочисленные записи в дневниках, наполненные качеством художественной прозы, доказывают, что Олеша совсем не утратил дар художника.
В период сталинских репрессий Олеша потерял большое количество своих друзей – были расстреляны Мейерхольд, Стенич, Бабель, Нарбут и др.; сам же Олеша чудом избежал суровой участи своих товарищей. В 1936 году было запрещено публиковать произведения Олеши и упоминать его имя в печати. Лишь по прошествии двадцати лет власти сняли этот запрет. Тогда в 1956 году и был издан сборник "Избранные сочинения", повторно изданы "Три толстяка" и частично напечатаны в альманахе "Литературная Москва" записи из дневника "Ни дня без строчки".
В годы Великой отечественной войны Олеша находился в Ашхабаде, после возвратился в Москву. В послевоенные годы писатель печально отзывался о себе "князем "Националя", намекая на свой образ жизни. Трудное время остро отразилось на писателе в форме неизлечимого алкоголизма. В последние годы Олеша писал на разные темы: о смерти Бунина, о встречах с Пастернаком, о Зощенко, о собственной пролетевшей молодости и о др.
Юрий Карлович умер в Москве 10мая 1960 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року