Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

26.10.2010|12:51|pro-books.ru

Ирина Федосова: «Книжный рынок не перестает быть одним из самых высококонкурентных»

Этим летом на отечественном книжном рынке появился новый игрок — издательская группа Read Group /«Национальное образование», которую возглавила Ирина Федосова, занимавшая ранее должность руководителя редакции учебной и деловой литературы «Эксмо».

 

pro-books.ru побеседовал с Ириной о планах нового издательства и ситуации в книжной отрасли России.

— Ирина, расскажите, пожалуйста, о новом издательстве: когда и кем оно было образовано, в каких секторах рынка планируется вести работу, каковы ближайшие издательские планы?

— Издательство начало свою работу совсем недавно — в июне 2010 года. Поскольку до его создания я возглавляла в «Эксмо» направление учебной и деловой литературы, естественно, создавая новое издательство, прежде всего, планировала работать в этих же хорошо знакомых мне сегментах рынка, но, конечно, не ограничиваясь ими.

— В чем состоит смысл разделения издательства на две торговые марки: «Рид Групп» и «Национальное образование»?

— Как показывает мой опыт, целевые аудитории сегментов учебной и деловой литературы довольно сильно различаются. Сложно под одним брендом продвигать совершенно разные типы продуктов: и школьные издания, и специализированную бухгалтерскую литературу. Чтобы сломать стереотипы сегментного восприятия читателей, требуются годы, разумнее и экономичнее создавать соответствующие стереотипам бренды.

Поэтому я и решила выпускать школьную и другую образовательную литературу под брендом «Национальное образование», однозначно воспринимаемым потребителями. А остальную литературу — под обобщенным брендом Read Group со слоганом «Читай!» на обложках.

— Почему выбран именно этот сегмент рынка: учебная литература для школы (в частности, пособия по ЕГЭ) — ведь с точки зрения конкуренции это один из самых сложных рынков, на котором уже давно работают многие крупные издатели?

— Наверное, правильнее начинать работу нового издательства с хорошо известного главному редактору сегмента. Изданием учебных пособий для подготовки к ЕГЭ я начала заниматься в «Эксмо» с 2003 года. Опыт, который был накоплен за семь лет работы в этом сегменте, в том числе совместной работы с лучшими экспертами России в этой теме (пожалуй, лишь единицы на рынке имеют подобный), помогает мне хорошо ориентироваться в существующих продуктах и создавать принципиально новые проекты, изменяющие подход к образовательному процессу в целом.

Первые такие проекты нового издательства уже вышли в свет в октябре. Книги серии «Модульный актив-курс» сразу заслужили высшие оценки экспертов в сфере школьного образования. Концептуально новые с методической точки зрения «Учебно-тренировочные комплекты ЕГЭ» по различным предметам из серии «ФИПИ-школе» выйдут в свет в течение месяца.

— Как Вы оцениваете сам Единый экзамен как форму итоговой аттестации учащихся?

— Я считаю его одним из лучших инструментов оценки, применяемых в России за последние полсотни лет. Конечно, как любой инструмент, он находится в постоянном совершенствовании и это нормально.

Главное — он позволяет получить гораздо более объективную оценку знаний учащихся. Во-первых, за счет независимости «судей», а во-вторых, за счет разнообразия типов и уровней включенных в каждый вариант экзаменационных заданий. И здесь присутствуют не только вопросы с готовыми ответами на выбор, как считает осуждающая экзамен общественность, но и гораздо более сложные и творческие задания.

— В последнее время все чаще идут разговоры (и даже планируются эксперименты) по переводу школьников на электронные учебники. Не беспокоят ли Вас как издателя эти тенденции? Если говорить о вашей первой серии пособий по ЕГЭ — насколько возможна адаптация этих учебников к электронному формату?

— Мы можем посмотреть фильм по телевизору или на экране монитора, скачав его из Интернета… Но мы все равно продолжаем ходить в кинотеатр и получаем удовольствие от просмотра фильмов в кинозале. То же самое и с электронными учебниками. Да, электронные учебные пособия будут использоваться в школе, но они займут свою нишу и не вытеснят полностью остальные учебные материалы. По крайней мере, в ближайшее время. Поэтому, на мой взгляд, издателям сейчас имеет смысл работать и над бумажными, и над электронными пособиями, создавая взаимодополняющие учебные комплексы. Этот подход мы и собираемся применять при разработке своих издательских программ, в том числе, и в нашей первой серии пособий по ЕГЭ.

— Чем еще кроме школьных учебников вы планируете заниматься? Какие перспективные ниши в нон-фикшн литературе, на ваш взгляд, существуют?

— В планах издательства работа не только в нише школьной, но и вузовской, деловой и прикладной литературы. Образование должно быть непрерывным. Перспективных ниш достаточно, но я предпочла бы говорить о них уже на презентациях готовых проектов моего издательства.

— Возвращаясь к вопросу о новом издательстве: для текущего состояния отечественного книжного рынка новый игрок на издательском рынке — скорее, нонсенс. Не секрет, что книжная индустрия малопривлекательна для инвесторов, и новые игроки появляются на рынке, как правило, только при поддержке или участии существующих лидеров отрасли. Поделитесь, пожалуйста, каким образом удалось запустить такой масштабный бизнес-проект? Кто, кроме Вас, входит в состав учредителей компании, есть ли у нее иностранные партнеры?

— Инвестиции в книжную отрасль, на мой взгляд, не менее привлекательны, чем инвестиции, например, в ресторанный бизнес. На мировом рынке акции крупных издательств  продолжают высоко котироваться и приносить прибыль своим владельцам. Конечно, здесь, как и в любом другом деле выигрывают инвесторы, разбирающиеся в бизнесе, стратегические инвесторы. Такой инвестор и является вторым учредителем компании.

Но для запуска нового проекта в России важны не только денежные инвестиции, но и партнерские отношения с лидерами рынка распространения продукции. Распространителям для роста оборотов нужен хороший издательский продукт, а издательствам нужны распространители. Если интересы совпадают – возникает взаимовыгодное партнерство. Партнерство с лидерами рынка и лежит в основе нашего нового бизнес-проекта.

— В некоторых СМИ прошла информация, что «Рид Групп» создано при участии издательской группы «АСТ» — насколько она верна?

— «АСТ» является лидером издательского и книготоргового рынка России. Исходя из ранее сказанного, вполне логично было заключить партнерское соглашение с издательской группой.

— С чем связан Ваш уход из издательства «Эксмо»? Ведь с этой компанией связана вся ваша профессиональная деятельность и в направлении деловой и учебной литературы вы достигли впечатляющих результатов?

— К приходу в «Эксмо» у меня уже был многолетний опыт работы с учебной и деловой литературой, что позволило довольно быстро стартовать и буквально в первый год работы выйти на миллионные обороты.

Конечно, за 7 лет работы в «Эксмо» этот опыт значительно обогатился, в том числе, благодаря уникальным возможностям компании, и позволил мне выйти на новый профессиональный уровень. Желание не останавливаться на достигнутом, выйти за рамки выделенного сегмента, и стало главной причиной моего ухода из «Эксмо».

— После вашего ухода из «Эксмо» появилась информация, что причиной стали разногласия с руководством, в частности, сворачивание ряда сопутствующих медиа-проектов? Насколько это верно?

— Нет, это не так. Основной моей деятельностью в «Эксмо» все-таки было книгоиздание. Сопутствующие медиапроекты (речь идет о трех журналах) появились значительно позже.

Два из них были свернуты под воздействием кризиса, третий (журнал «Расти, первоклашка») продолжает успешно работать и развиваться. А с руководством «Эксмо» я по сей день сохраняю добрые и  уважительные отношения.

— Вы наверняка следите за судьбой родной для Вас редакции — как Вы оцениваете деятельность вашего преемника на должности завреда — директора Slon.ru Леонида Бершидского?

— За годы работы в редакции мной был сформирован довольно сильный  издательский портфель, который позволяет держать высокие обороты и сейчас. Создание книги — это длительный процесс. Проекты, которые сегодня выходят на рынок и завоевывают признание читателей, запускались в работу задолго до прихода Леонида в издательство. Но я очень надеюсь, что новый директор редакции сохранит высокие темпы роста и приумножит количество интересных и прибыльных проектов. Я желаю ему удачи. А оценивать его работу вправе только читатели и инвесторы.

— Насколько нормальной, на Ваш взгляд, является сложившаяся на отечественном рынке ситуация, когда есть ««Эксмо» и АСТ» и есть «все остальные»?

— В любом соревновании есть лидеры и остальные. Так «АСТ» и «Эксмо» — абсолютно разные по управленческим качествам компании, но они — лидеры. А остальные распределились по другим строчкам рейтингов. Такое лидерство есть на каждом рынке. Это нормально. Книжный рынок, несмотря на наличие таких лидеров, не перестает быть одним из самых высококонкурентных. И поверьте, третье, четвертое и пятые места чувствуют себя тоже совсем неплохо. А некоторые показывают просто невероятные результаты и уникальный рост бизнеса. Добавлю, что лидеры рынка суммарно завоевали не более 20-ти процентной его доли.

— Связанный с этим же вопрос — Ваша оценка системы книгораспространения в России? Ваше мнение по поводу постепенно формирующихся издательско-торговых конгломератов («Эксмо»— Новый Книжный — Буквоед и АСТ — Буква — Топ-Книга)?

— Систему книгораспространения в России по сравнению с другими развитыми странами я бы оценила  на 7 баллов из 10. Меня как издателя, конечно, радует то, что она продолжает развиваться и расти, порой вопреки всем инвестиционным правилам и традициям. Иногда инвесторы иррационально продолжают вкладывать средства в развитие сетей, несмотря на их многолетнюю совокупную убыточность. Вкладывать, рассчитывая на рост прибыли в неопределенном будущем, в том числе, от других своих бизнесов, связанных с данной сетью, в частности, издательских бизнесов. Книготорговцев, получающих существенную прибыль от своей текущей торговой деятельности на рынке буквально единицы. Остальные — довольствуются весьма незначительной рентабельностью и живут на энтузиазме создателей,  или же убыточны и живут за счет других холдинговых структур.

Серьезных оптовиков на рынке около 200. Прочие либо слишком маленькие, чтобы вносить существенный вклад в распространение, либо плохо платят, наращивая дебиторскую задолженность издательств день за днем.

С каждым годом, все большую значимость набирает распространение в FMCG-сетях, таких как Ашан, Метро, Реал, и другие. Оно приносит хороший и, главное, надежный доход издателям. Увеличиваются интернет-продажи, особенно в сегменте деловой литературы (интернет-магазин Озон, например, уже уверенно входит в двадцатку лучших клиентов по объему продаж).

Ну и конечно, растут торговые конгломераты «Эксмо» и АСТ. Растут в основном за счет открытия новых торговых точек и расширения своей географии, за счет регулярных инвестиций издательских холдингов. Но пока и «Эксмо», и АСТ покрывают не более 20-30% своих продаж за счет своих собственных сетей. Впрочем, в структуре продаж небольших издателей эти сети становятся все более значимыми с каждым годом, выходя на первые места и обеспечивая до 80% оборота.

Т.е. рост таких конгломератов для небольших издательств становится своеобразным спасательным жилетом в нестабильном море книгораспространения. Но, конечно, чтобы попасть в этот спасательный жилет необходимо предъявить коммерчески привлекательный издательский ассортимент.

Важную роль в издательских объемах продаж, по-прежнему, играют независимые региональные оптовики и крупные книжные магазины, такие как Библио-глобус, Молодая Гвардия, сеть МДК и другие.

— На Ваш взгляд, отрасль вышла из кризиса? Что ждет ее в ближайшие три года?

— Пока говорить о выходе из кризиса не приходится. Некоторые сегменты из-за кризиса остановились в развитии, а другие даже активно падают. Издатели, которые внимательно следят за рыночными тенденциями, быстро меняют ассортиментную политику и систему распространения, подстраивая ее к текущим реалиям. Я думаю, что совокупный объем рынка за ближайшие три года практически не упадет, но структура ассортимента и распространения изменится. Но это тема для отдельного большого разговора.

— Чем Вам лично интересен книжный бизнес?

— Творческими бизнес-возможностями :)

 



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери