Re: цензії
- 08.04.2024|Ігор ЧорнийЗлодії VS Революціонери: хто кращий?
- 04.04.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоЛеді й джентльмени, або «Лондонські хроніки» Місіс К
- 03.04.2024|Марта Мадій, літературознавицяФантасмагорія імперського пластиліну
- 28.03.2024|Ігор ЧорнийПрощання не буде?
- 20.03.2024|Наталія Троша, кандидат філологічних наукСвітиться сонячним спектром душа…
- 20.03.2024|Віктор ПалинськийУ роздумах і відчуттях
- 20.03.2024|Валентина Галич, доктор філологічних наук, професорЖиттєве кредо автора, яке заохочує до читання
- 20.03.2024|Віктор ВербичНіна Горик: «Ми всі тепер на полі битви»
- 18.03.2024|Ігор ЗіньчукКумедні несподіванки на щодень
- 17.03.2024|Ольга Шаф, м.ДніпроКоло Стефаника
Видавничі новинки
- Ніна Горик. "Лінії оборони"Книги | Буквоїд
- Олег Крот. "Комунікації"Книги | Буквоїд
- Таіс Золотковська. "Лінія зусилля"Книги | Буквоїд
- У Vivat вийшла нова книжка Марка ЛівінаКниги | Буквоїд
- Юрій Яновський. "Майстер корабля"Проза | Буквоїд
- Ольга Кобилянська. "За ситуаціями"Проза | Буквоїд
- Іван Франко. "Маніпулянтка"Проза | Буквоїд
- Анатолій Дністровий. "Битва за життя: щоденник 2022 року"Історія/Культура | Буквоїд
- Павло Паштет Белянський. "Я працюю на цвинтарі"Проза | Буквоїд
- Марк Лівін. "Космос, прийом"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
В поисках Лолиты
Герой Михаила Липскерова ищет свою первую любовь, давая возможность автору поговорить о судьбе России.
Михаил Липскеров. Чёрный квадрат. М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.
Главный герой в молодости расстался с девушкой по имени Лолита банально и нелепо. Спустя полвека он понял, что она была его единственной любовью, и загрустил. И судьба дала ему шанс, даже не один. На протяжении всей книги он расстаётся с ней снова и снова, в разных эпохах, странах и воплощениях: геолог на советском Сахалине, палач в Древней Руси, парижский щёголь, военный врач на фронте Первой мировой…
Основа сюжета — поиск любимой девушки, но это совершенно не любовная история. У читателя не болит душа за героя, хотя его многочисленные расставания с возлюбленной и трагичны, и абсурдны. Слишком уж задорно он шутит, описывая свои злоключения. Слишком смело использует жаргон и нецензурную лексику (пьёт джин с джусом, встречает разных чуваков и чувих, вздыхает по поводу соглашения о Курильских островах: «Кинули косеньких»). Слишком лихо, без предупреждения и без кавычек, высказывается словами песен, фильмов, сказок (требует машину у Хрусталёва, слушает однозвучно звенящий колокольчик, даже успевает воскликнуть «Бедный Йорик»). Наконец, слишком часто из-за плеча героя, фамильярно ухмыляясь, выглядывает автор, чтобы объяснить читателю, почему он написал именно так, кого пародировал и как его ноутбук участвует в творческом процессе.
Этот стиль не очень похож на любовную лирику, зато весьма напоминает выступление разудалого балаганного шута. Да и сами приключения похожи на безумный балаган, в котором для развлечения читателя появляются такие персонажи, как выпивающий череп, английская принцесса-транссексуал, Поль Гоген с голой чернокожей женщиной на коленях и даже человек с тремя фаллосами на лбу.
Но задача автора состоит не только в том, чтобы развлечь, рассмешить и удивить. Всё намного серьёзней. Весь этот балаган организован не веселья ради, а пользы для. В воспитательных целях. Чтобы с шутками и прибаутками, не особенно утруждая читателя, донести-таки до него несколько серьёзных, хотя и не блещущих особой оригинальностью мыслей. О России-матушке («То-то и беда, сынок, что холопствуют у нас не из-под палки, а с радостью») и о человечестве в целом («Всякая пакость в мире именем Божьим совершается»). Когда речь заходит о многострадальной и бестолковой Руси, автор снимает шутовскую маску и рассуждает вполне логично и осмысленно. И вдруг весь безумный сюжет, хоровод оживших сказок, пословиц и поговорок, оказывается иллюстрацией к его рассуждениям.
Идея трансляции серьёзных размышлений о судьбе отечества через призму совершенно несерьёзной, слегка любовной, старательно модной истории заслуживает приза как минимум за оригинальность. Умные мысли читатель получает строго дозированно и почти безболезненно: то в плач страдающей девушки органично вплетаются рассуждения о русской ментальности, то главный герой трагически погибает на гражданской войне, и заодно уж красочно описываются убийства большевиками белых офицеров и солдат. Неуклонно растёт политическая и историческая грамотность читателей. А небольшие огрехи книги — громоздкость повествования и грубоватость юмора — вполне компенсируются её общественной значимостью. Ведь гражданин у нас по-прежнему не обязан быть поэтом.
Ольга Павлова
Коментарі
Останні події
- 16.04.2024|18:08Помер Дмитро Капранов
- 16.04.2024|18:05Електронні книжки: що і як читають українці?
- 14.04.2024|20:47«Видавництво Старого Лева» започатковує цикл подій про Схід та Південь України
- 10.04.2024|14:36Переклади книжок Асєєва та Жадана номінували на PEN America Translation Prize
- 08.04.2024|17:579 квітня у Івано-Франківську Юлія Чернінька презентує книгу "Барні 613"
- 08.04.2024|13:56Війна та нові співбесідники для України
- 08.04.2024|13:54Польською вийшов друком роман Олександра Клименка «Орфей і Соломія»
- 05.04.2024|16:06У ВСЛ виходить новий роман Юлії Чернінької "Спадок на кістках"
- 04.04.2024|17:19Анатомія Шонди Раймс, або Як уникнути покарання за серіали? Лекція від кінокритикині Катерини Сліпченко
- 20.03.2024|14:23У київському просторі PEN Ukraine відбудеться публічна розмова Мирослава Мариновича з Мирославою Барчук