Re: цензії

27.10.2025|Ігор Чорний
Пекло в раю
20.10.2025|Оксана Акіменко. ПроКниги. Що почитати?
Котел, в якому вариться зілля
19.10.2025|Ігор Фарина, письменник, м. Шумськ на Тернопіллі
Побачити себе в люстерці часу
19.10.2025|Ігор Чорний
Ковбої, футболісти й терористи
19.10.2025|Марія Кравчук
Третій армійський корпус представляє казку Володимира Даниленка «Цур і Пек»
18.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
«Кожен наступний політ може стати останнім...»
16.10.2025|Наталія Поліщук, письменниця, членкиня НСПУ
Фантастичне й реальне, а також метафора «кришталевого світу» в оповіданні Катерини Фріас «Un anillo misterioso» («Містичний перстень») зі збірки «За синіми і жовтими гардинами» (2025), Іспанія
16.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Поети помирають уранці
08.10.2025|Тетяна Торак, м. Івано-Франківськ
Зазирнути в задзеркалля
06.10.2025|Ігор Зіньчук
Цікаві історії звичайних слів

Літературний дайджест

В поисках Лолиты

Герой Михаила Липскерова ищет свою первую любовь, давая возможность автору поговорить о судьбе России.

Михаил Липскеров. Чёрный квадрат. М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010.

Главный герой в молодости расстался с девушкой по имени Лолита банально и нелепо. Спустя полвека он понял, что она была его единственной любовью, и загрустил. И судьба дала ему шанс, даже не один. На протяжении всей книги он расстаётся с ней снова и снова, в разных эпохах, странах и воплощениях: геолог на советском Сахалине, палач в Древней Руси, парижский щёголь, военный врач на фронте Первой мировой…

Основа сюжета — поиск любимой девушки, но это совершенно не любовная история. У читателя не болит душа за героя, хотя его многочисленные расставания с возлюбленной и трагичны, и абсурдны. Слишком уж задорно он шутит, описывая свои злоключения. Слишком смело использует жаргон и нецензурную лексику (пьёт джин с джусом, встречает разных чуваков и чувих, вздыхает по поводу соглашения о Курильских островах: «Кинули косеньких»). Слишком лихо, без предупреждения и без кавычек, высказывается словами песен, фильмов, сказок (требует машину у Хрусталёва, слушает однозвучно звенящий колокольчик, даже успевает воскликнуть «Бедный Йорик»). Наконец, слишком часто из-за плеча героя, фамильярно ухмыляясь, выглядывает автор, чтобы объяснить читателю, почему он написал именно так, кого пародировал и как его ноутбук участвует в творческом процессе.

Этот стиль не очень похож на любовную лирику, зато весьма напоминает выступление разудалого балаганного шута. Да и сами приключения похожи на безумный балаган, в котором для развлечения читателя появляются такие персонажи, как выпивающий череп, английская принцесса-транссексуал, Поль Гоген с голой чернокожей женщиной на коленях и даже человек с тремя фаллосами на лбу.

Но задача автора состоит не только в том, чтобы развлечь, рассмешить и удивить. Всё намного серьёзней. Весь этот балаган организован не веселья ради, а пользы для. В воспитательных целях. Чтобы с шутками и прибаутками, не особенно утруждая читателя, донести-таки до него несколько серьёзных, хотя и не блещущих особой оригинальностью мыслей. О России-матушке («То-то и беда, сынок, что холопствуют у нас не из-под палки, а с радостью») и о человечестве в целом («Всякая пакость в мире именем Божьим совершается»). Когда речь заходит о многострадальной и бестолковой Руси, автор снимает шутовскую маску и рассуждает вполне логично и осмысленно. И вдруг весь безумный сюжет, хоровод оживших сказок, пословиц и поговорок, оказывается иллюстрацией к его рассуждениям.

Идея трансляции серьёзных размышлений о судьбе отечества через призму совершенно несерьёзной, слегка любовной, старательно модной истории заслуживает приза как минимум за оригинальность. Умные мысли читатель получает строго дозированно и почти безболезненно: то в плач страдающей девушки органично вплетаются рассуждения о русской ментальности, то главный герой трагически погибает на гражданской войне, и заодно уж красочно описываются убийства большевиками белых офицеров и солдат. Неуклонно растёт политическая и историческая грамотность читателей. А небольшие огрехи книги — громоздкость повествования и грубоватость юмора — вполне компенсируются её общественной значимостью. Ведь гражданин у нас по-прежнему не обязан быть поэтом.

 Ольга Павлова



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

27.10.2025|11:20
10 причин відвідати фестиваль «Земля Поетів» у Львові
26.10.2025|08:07
У Львові відбудеться презентація однієї з найпомітніших книг сучасної воєнної прози: «Гемінґвей нічого не знає» Артура Дроня
25.10.2025|11:58
Як підготуватися до Радіодиктанту національної єдности - поради від філологині Інни Літвінової
25.10.2025|11:51
У Львові вручили премію імені Богдана Ігоря Антонича 2025 року
21.10.2025|11:27
У Луцьку презентували посібник із доступності для культурних подій
21.10.2025|09:36
Любомир Стринаглюк презентує у Львові збірку поезії «Докричатися до живих»
20.10.2025|18:59
Коти, книжки й доброта: у Києві проведуть благодійну зустріч із притулком «Мурчики» і презентують «Таємничий світ котів»
20.10.2025|15:43
Роман «Укриття» Людмили Петрушко: гімн добру і силі духу
19.10.2025|19:30
«Їжа як комунікація»: У Відні презентували книги Вероніки Чекалюк
19.10.2025|10:54
Поети творять націю: у Львові 8-9 листопада відбудеться II Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»


Партнери