Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

07.05.2010|07:46|pro-books.ru

Олег Новиков: «За будущее книг я не волнуюсь»

Генеральный директор издательства «Эксмо» уверен, что в будущем роль издателей сильно поменяется, но при этом появится и много новых возможностей.

В детстве Олег Новиков любил приключенческие романы. Когда организовывал своё издательство «Эксмо», увлекся детективами — даже участвовал в придумывании сюжетов. Сейчас генеральный директор ведущего российского издательства всё больше читает бизнес-книги, думает о будущем издательского рынка и о том, как его завоевать.

— Вы занялись издательским бизнесом в 90-е годы. Какие книги люди тогда читали?

— Понимаете, тогда чтение и покупка были достаточно разорванные вещи, потому что в Советском Союзе любая хорошая книга была дефицитом — ее необязательно было читать, достаточно было поставить на полку. Поэтому, собственно, мы начали не как издатели, а как переиздатели — издавали исторические романы: Черкасов, Фёдоров, Пикуль. Потом пришло понимание, что на багаже старой литературы далеко не уедешь, надо искать что- то новое, надо искать начинающих авторов, которые пишут. В середине 90-х был такой переломный момент, что старые авторы уже не писали, а новых авторов еще не было, и поэтому читали люди в основном переводные американские романы. А мы акцент тогда сделали именно на работу с российскими авторами. Наш успех начался с Корецкого, потом появилась Александра Маринина. Вот так вот шаг за шагом расширяли количество авторов, свои возможности и повышали свой профессионализм — а профессионализм заключается не только в том, чтобы отобрать рукопись, но и суметь эту рукопись донести до читателей.

 

— Первое время вы лично отбирали авторов?

— Да, практически все рукописи приходилось читать, выбирать авторов, вести переговоры, что-то принимать, что-то не принимать, иногда даже участвовать в формировании сюжета, редактировать.


— А на чём основывались?

— На собственном понимании, что может быть интересно читателям. И на понимании того, насколько качественно отработана книга, сюжет, сходятся ли концы с концами.

 

— Что было самым сложным, когда вы основали компанию?

— Были разные этапы. На первом этапе, конечно, понимание технологии производства книги, потом понимание технологии создания книги — работы с рукописями, с авторами; было и трудно, и интересно. Потом создание уже профессионального бизнеса — не увлечения, а именно профессионального бизнеса, создание команды, передача компетенций, полномочий сотрудникам. Сейчас собственно литературным творчеством я занимаюсь крайне мало. В каких-то случаях, конечно, принимаю участие в переговорах с авторами, в принятии решений, но скорее консультирую или высказываю свое мнение, потому что ответственность за принятие решений в плане выбора рукописей, в плане их тиража, маркетинговой политики лежит уже на следующем уровне менеджеров. А я стараюсь в большей степени определять стратегические приоритеты, организацию работы компании, основные направления деятельности и думать о будущем.

 

— И какое будущее вы видите?

— Будущее будет достаточно интересным и точно будет отличаться от того, что есть сейчас. Потому что долгое время книгоиздание рассматривалось как достаточно консервативный бизнес. А сегодня наш бизнес оказался на вершине технического прогресса. Если раньше все книгоиздатели жаловались на дистрибуцию — потому что мало компаний, которые могут и хотят дистрибьюировать книги, то сегодня технологические лидеры — Apple, Sony — пришли к нам и хотят дистрибьюировать книги. И это, с одной стороны, является определенной угрозой для бизнеса, что роль издателя поменяется, но, с другой стороны, это и большие возможности для развития. Надо просто понять, что будет завтра, и хорошо подготовиться.

 

— Какой будет доля электронных книг через 5 лет?

— Я думаю, электронные книги займут 30% на рынке.

 

— Печатная книга умрет?

— Я не думаю, что в обозримом будущем она умрет. Я скорее считаю, что электронная книга — это дополнительная возможность охватить читателей, которые не могут дотянуться до книжных магазинов, которых у нас в стране достаточно мало. Но тактильные ощущения — есть же и альбомы художественные, и прикладные книги,— я думаю, что это никуда не денется. Поэтому за будущее книг как таковых я несильно волнуюсь.

 

— А вообще люди больше или меньше читают с каждым годом?

— Пока интерес к чтению и количество книг, которые люди читают, неуклонно падают — 2% людей в год перестают читать. Но электронные книги, возможно, вернут часть аудитории, потому что книги станут более доступными, ридеры станут популярными. Может, молодое поколение станет читать больше именно за счет того, что читать в современных устройствах будет модным.

 

— Всегда было интересно: фраза о том, что у нас самая читающая страна,— это миф?

— На сегодняшний день у нас немного читают. В среднем приходится 3 книги в год на одного человека, а на Западе порядка 10 книг в год. Но эта проблема появилась не сейчас. В Советском Союзе нам говорили, что у нас самая читающая страна,— но у нас было самое большое население за исключением Китая, и количество выпускаемых книг, в том числе идеологической литературы, было значительно больше — по общему тиражу. Сейчас Россия входит в тройку по количеству издаваемых наименований в стране. И надеюсь, когда-нибудь станем самой читающей страной с точки зрения количества книг на одного человека. Во многом это зависит от уровня благосостояния общества. Ведь наиболее читающие страны — скандинавские страны, Швейцария, США — там, где уровень благосостояния высок, там количество читающих людей больше и количество книг на человека выше.

 

— Книги влияют на читателя — образовывают или развивают. Вы пытаетесь формировать вкус, образовывать или идете на поводу у читателей?

— Наверное, тут приходится совмещать. Невозможно давать только новое — то, что люди не знают и не понимают. Есть определенные потребности, в том числе в развитии, в образовании, в увлечениях, которые люди осваивают с помощью книг. Но действительно настоящий успех приносит, когда ты делаешь то, что ранее не было востребовано, или то, что было забыто, и люди видят — да, это мое, это интересно, я это буду читать. Создается рынок в том или ином жанре. Такие случаи бывают крайне редко.

 

— А у вас случалось?

— Да. Например, в нашей стране никто не читал женских детективов до Александры Марининой. Первые ее романы даже не были особо популярны. А потом выяснилось, что эта тема работает не только в англоязычных странах, но и у нас.

 

— Кстати, про детективы. Вас часто обвиняют в том, что вы зарабатываете на массовых авторах, а интеллектуальной литературе уделяете мало внимания...

— На сегодняшний день одна из задач — представить наиболее широкий спектр литературы для всех категорий людей, которые читают. И мы эту задачу решаем — другое дело, что покупательный спрос разный. Мы не можем его серьезно менять. Если массовая литература более продаваемая и более читаемая, то тяжело заставить людей читать интеллектуальную литературу. Это зависит не только от нас, но и от ситуации в обществе в целом. При этом хотелось бы отметить, что есть же успехи. Та же Людмила Улицкая — она, безусловно, автор бестселлеров, и это не мешает ей быть глубокой. Другое дело, что, как только она стала популярной, многие стали ей отказывать в интеллектуальности — говорить, что если у писателя большие продажи, то, значит, он пишет для широкого круга. Но, по-моему, надо всё- таки идти от того, что внутри книги. Есть и другие успехи — Дина Рубина, раньше никто не воспринимал ее как автора бестселлеров, а сейчас она стала автором бестселлеров. И это же не значит, что она стала хуже писать. Поэтому работать не только с остросюжетной литературой, но и с другой современной прозой, развивать, продавать ее — безусловно, да. И тут нам надо учиться и такую литературу продавать большими тиражами.

 

— Что для вас важно в бизнесе?

— Во-первых, должно быть интересно. Должно появляться что-то новое, значимое, что-то должно изменяться. Конечно, важны люди. Люди, с которыми интересно работать, которые хотят развиваться, с которыми есть общие ценности, общее понимание. И, безусловно, доверие. Доверие между теми людьми, которые работают в компании, как один из наиболее значимых факторов успеха и жизненная ценность.

 

— Вы молодых специалистов нанимаете?

— В компанию регулярно приходят молодые специалисты. У нас пока не очень поставлена система взаимодействия с вузами — это, наверное, следующий этап нашей работы с персоналом: начинать работать с теми студентами, которые успешны в вузах, и их нанимать, а не брать готовых специалистов с рынка, на что сейчас мы в основном ориентированы.

 

— Что бы вы посоветовали молодым специалистам: учиться в России или за рубежом?

 

— Это вопрос во многом не выбора, а возможностей. Я считаю, что высшее образование за рубежом имеет более практическое значение и специалисту с зарубежным образованием легче найти себе хорошую и высокооплачиваемую работу. И процесс образования там построен более творчески, образование более открытое — оно не только дает знания на лекциях, которые у нас в вузах передают профессора, но это более открытое обучение, где студент находится в процессе взаимодействия с профессорами и с коллегами.

 

— А сами планируете получать дополнительное образование? И занимаетесь ли самообразованием?

— Некоторое время я учился в бизнес - школе IMD в Лозанне, на короткой программе. От Executive MBA я отказался, так как она, с одной стороны, занимает много времени, а, с другой стороны, немногое дает. Да, она систематизирует знания, помогает выработать какие-то навыки, но с точки зрения личностного развития и другого понимания — вряд ли. Изучив более глубоко этот вопрос, я решил, что на это не стоит тратить время, лучше принести практическую пользу. А что касается развития, то и в рамках издательства мы формируем программы-курсы для ведущих менеджеров, в которых и я принимаю участие. Есть индивидуальные программы, в том числе я прохожу индивидуальный коучинг. И, конечно, читаю книги по бизнесу.

 

— От чего вы получаете больше всего удовольствия в работе?

— От того, что удается найти что- то новое и это новое становится успешным. То новый автор, новая книга, то какие-то инновации в процессах. И успехи коллег, когда ты помог им или когда они сами чему-то научились и достигли успеха. Это действительно доставляет большое удовольствие.

 

— Что для вас успех? Считаете ли вы себя успешным человеком?

— Я сам, наверное, считаю себя успешным человеком, хотя не всё из задуманного удалось сделать, но многое удалось. Достигнуть успеха — значит реализовать тот потенциал, который заложен в тебе, реализовать те идеи, которые у тебя есть и ради которых ты, собственно, живешь. Плюс не ограничивать себя в чём-то узком — не только работа, но и многие вещи, не связанные с работой: жизнь в семье, здоровье, счастье.

 

— Какие у вас планы в бизнесе?

— Более активно развивать смежные направления — не только книги, но и журналы, интернет-проекты. Есть сайт koolinar.ru, который мы развиваем параллельно с кулинарным журналом «Хлеб и соль»,— если эта схема кросс-медийного управления проектами будет успешна, то мы постараемся ее расширять и в других направлениях. Безусловно, развитие электронных книг и развитие книжной дистрибуции, охвата книжными магазинами регионов.

 

— А мечта у вас какая?

— Мечта, конечно, стать лидером мирового книгоиздания. По количеству издаваемых книг у нас цифры вполне сопоставимы, даже порой больше, чем у ведущих мировых издательств,— осталось догнать их по объему выручки.

 

Беседовала Светлана Максимченко



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери