Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Тендер, вилла, ноутбук
А чем я занимаюсь сейчас в свободное время? Да тем же, чем и вся средне продвинутая украинская гуманитарная общественность (наиболее продвинутая — она уже). Читаю «Музей покинутих секретів» Оксаны Забужко.
Я не собираюсь писать куда-нибудь рецензию на этот роман или брать очередное интервью у автора, читаю исключительно для собственного удовольствия и оное получаю. Мне даже не кажется, как многим, что «Музей...» стоило бы сократить на треть или что в покорении глыбы на 832 страницы есть нечто героическое. Наоборот, приятно читать неторопливо, со вкусом, точно зная: эта книга долго еще не кончится. Верный показатель того, что она и вправду хорошая.
Но один поразивший меня в самое сердце абзац я не могу не зацитировать. Полностью, иначе пропадет эффект. Находятся эти строки на странице 826, и не говорите, что вы сами никогда не заглядываете в конец толстых книг, особенно если там подверстано авторское послесловие.
Итак, цитата:
«Ледиг Хаус (Гент, штат Нью-Йорк, США) — Вилла Черрини (Грац, Австрия), Вилла деи Пиньи (Больяско, Италия) — Литераришес Коллоквиум (Берлин, Германия) — Литературхаус (Кремс, Австрия) — Центр писателей и переводчиков (Визбю, Готланд, Швеция) — Вилла Геллебош (Волезелле, Бельгия) — Замок Готорнденов (Лассвейд, Шотландия) — Вилла Штреули (Винтертур, Швейцария) — Кюнстлердорф Шепинген (Шепинген, Германия) — Вилла Дециуша (Краков, Польша)».
Это перечень мест, где пани Оксана, по ее подсчетам, написала примерно две трети своего эпохального романа. Скажите, вы и не подозревали, что они есть, такие места?.. ну, максимум слышали о некоторых краем уха. Виллы и замки, в крайнем случае хаусы, где писателям предоставляют стол и дом, и стипендию, и творческую атмосферу, и тишину. Естественно, не всем подряд, а по совокупности заслуг и по приложении определенных усилий. Подать аппликацию, выиграть тендер... вот честно, не в курсе, насколько жесткий, но подозреваю, что ничего нереального: эти места, повторяю, мало кто знает.
Получаешь приглашение, приезжаешь и живешь — месяц, три, полгода, где как. Спокойно, не отвлекаясь на жизненную суету, предаешься творчеству. И не думайте, никто не будет стоять над душой с цензорской линейкой, проверяя, что именно ты там натворил; единственное, потом при публикации не забудь указать название этой самой виллы и выразить свою горячую благодарность. Что вполне естественно, разве нет?
Давным-давно, когда книгопечатание было одной из самых дорогих игрушек человечества, а литература — занятием избранных, без претензии на какую-либо самоокупаемость, писатели и поэты чаще всего оседали при дворе какого-нибудь утонченного вельможи или просвещенного правителя, покровителя искусств. Ну да, случалось, пели персональные дифирамбы и оды, это если имели дело с тщеславным глупцом. А если он был умнее — так просто посвящали ему свое вполне свободное и самодостаточное творчество. Только фамилия — одной-единственной благодарственной строчкой, зацепившейся в истории. Эта система работала много веков, почему бы ей не работать сейчас, когда настоящая литература снова катастрофически перестает окупаться?
В семнадцатом веке один из любимейших моих героев, бретер и поэт, драматург и фантаст Сирано де Бержерак, до последнего отказывался принять чье-либо финансовое покровительство. Хотя казалось бы — все так делали! И только под конец жизни, вчистую обедневший и больной, пошел-таки под кров герцога д’Арпанжона. И ничего — наконец-то издал двухтомное собрание сочинений, написал и кое-что новое, с посвящением. Спрашивается, что ему мешало раньше?..
Что мешает?
Я отдаю себе отчет, что этот текст многими будет воспринят как пронизанный черной глубинной завистью. Ну да, я ни разу не ездила на виллы и в замки по писательским программам. Моя «литературная работа» (в кавычках, потому что язык не поворачивается) осуществляется в полнейшем хаосе семейной-журналистской-бытовой-черт-знает-какой-еще непобедимой суеты. Я договариваюсь со временем, свожу в режиме «стерео» разные жизненные дорожки и гордо делаю вид, будто так и надо. И когда мне приходит приглашение поучаствовать в каком-нибудь тендере на выездную литературную стипендию (а таки случается), первым делом думаю о чем?.. Правильно, куда девать на эти три месяца детей. И так далее.
Но если совсем уж честно, все эти семейные, бытовые, социальные и прочие инерционные вопросы, если очень надо, решаемы. Всегда можно что-нибудь придумать, организовать, договориться. Наверное, дело все-таки не в этом. Не только.
Очень страшно представить себя сидящей с ноутбуком на балконе виллы с видом на Северное море или Швейцарские Альпы, в тишине и достатке, без единой заботы, не связанной собственно с литературным текстом... и неспособной написать ни строчки. За которую можно будет потом поблагодарить бескорыстных людей, организовавших мне это счастье.
Но когда-нибудь я все равно попробую.
Интересно, как оно.
Яна Дубинянская
Фото: workinhotel.com
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року