Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

Грамота, грамматика и тетраграмматон

История магических книг — реальных и вымышленных — от античности до современной поп-культуры в книге британского историка Оуэна Дэвиса.

Owen Davies. Grimoires. A History of Magic Books. Oxford Univeristy Press, 2009.

Слово «гримуар» нынче известно немногим, однако образ ветхой древней книги, содержащей тайные знания, могущественные заклинания и разрушительные силы (а именно таково значение этого слова), давно и прочно укоренился в современной поп-культуре — от фантастических фильмов до компьютерных игр. Откуда же взялся этот образ?

Оуэн Дэвис, профессор социальной истории в университете Хертфордшира, в своём довольно обширном и подробном исследовании попытался реконструировать историю магических книг. По его мнению, история гримуаров уходит корнями ещё в Древний Египет. В архаическом обществе, где основная часть населения малообразованна, любое хранилище информации по умолчанию воспринималось как опасное и запретное. Кто знает, какой вред могут нанести эти знания? И какие тёмные силы были привлечены для того, чтобы их добыть? Само слово «гримуар» (равно как, кстати, и слово «гламур») происходит от искажённого старофранцузского grammaire , которым обозначали любые латинские книги. В массовом сознании вплоть до средневековья образ книги столь прочно сросся с понятиями загадочного, таинственного, тёмного и опасного, что долгое время гримуарами считались почти все книги, чьё содержание казалось неочевидным.

Позже, по Дэвису, происходит подмена понятий. Интерес к древним традициям и утраченным знаниям привёл к росту популярности зороастризма, каббалы и других древних учений — так, настоящим хитом средневековья стал «Малый ключ Соломона» (или «Гоетия»). Сильно способствовали этому средневековые демонологии и теософы: необходимость создать яркий, отталкивающий и детальный мир ада заставила их усовершенствовать и дополнить образы христианских демонов. Разумеется, тут же появились книги, описывавшие магические практики взаимодействия и управления этими тёмными силами. Дэвис занимательно рассказывает о распространении гримуаров по миру и о наиболее интересных случаях их уничтожения.

Очередной всплеск популярности эзотерики и оккультизма, пришедшийся на начало ХХ века, совпал с массовым просвещением, торжеством науки и развитием новых технологий. Если раньше люди искали в волшебных книгах способов излечить себя и своих родных, возможности разбогатеть и приворожить возлюбленную, то в ХХ веке большинство этих побуждений утратило актуальность. Зачем варить лечебный отвар, если есть современная медицина? Зачем вызывать демона, помогающего найти клад, если и кладов-то уже не осталось? Конечно, в этих условиях серьёзный, практический интерес к гримуарам возродиться не мог. Впрочем, сам их образ не только не лишился своей притягательности, но и, напротив, значительно повысился в статусе.

И это не случайно. Дэвис убеждён: гримуары — это часть нашей истории, ставшая частью нашей культуры, и их обаяние вполне сопоставимо с обаянием других ключевых символов европейской культурной традиции: образов рыцаря, девы, чаши или дракона. В конечном счёте книга как предмет закрытый, оккультный, доступный лишь посвящённым, всегда будет оставаться атрибутом знания, тайны и силы. И в этом сакральном качестве её не способен потеснить никакой e-book. 

Владислав Поляковский  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери