
Re: цензії
- 03.09.2025|Ольга Шаф, м. Дніпро«Був на рідній землі…»
- 02.09.2025|Віктор ВербичКнига долі Федора Литвинюка: ціна вибору
- 01.09.2025|Василь Пазинич, поет, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиОдухотворений мегавулкан мезозойської ери
- 25.08.2025|Ярослав ПоліщукШалений вертеп
- 25.08.2025|Ігор ЗіньчукПравди мало не буває
- 18.08.2025|Володимир Гладишев«НЕМОВ СТОЛІТЬ НЕБАЧЕНИХ ВЕСНА – ПЕРЕД ОЧИМА СХОДИТЬ УКРАЇНА»
- 12.08.2025|Тетяна Торак, м. Івано-ФранківськПолтавська хоку-центричність
- 07.08.2025|Ігор ЧорнийРоки минають за роками…
- 06.08.2025|Ярослав ПоліщукСнити про щастя
- 06.08.2025|Валентина Семеняк, письменницяЧас читати Ганзенка
Видавничі новинки
- Христина Лукащук. «Мова речей»Проза | Буквоїд
- Наталія Терамае. «Іммігрантка»Проза | Буквоїд
- Надія Гуменюк. "Як черепаха в чаплі чаювала"Дитяча книга | Буквоїд
- «У сяйві золотого півмісяця»: перше в Україні дослідження тюркеріКниги | Буквоїд
- «Основи» видадуть нову велику фотокнигу Євгена Нікіфорова про українські мозаїки радянського періодуФотоальбоми | Буквоїд
- Алла Рогашко. "Містеріум"Проза | Буквоїд
- Сергій Фурса. «Протистояння»Проза | Буквоїд
- Мар’яна Копачинська. «Княгиня Пітьми»Книги | Буквоїд
- "Моя погана дівчинка - це моя частина"Книги | Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
- Джон Ґвінн. "Лють Богів"Проза | Буквоїд
Літературний дайджест
По хребту
Одновременно с выходом четырёхсерийного фильма Леонида Парфёнова «Хребет России» Алексей Иванов представил его литературную версию.
Алексей Иванов. Хребет России. СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010.
Пермскому краю чрезвычайно повезло с Алексеем Ивановым. Много бы потеряло местное краеведение, а возможно, и русская словесность, если бы родители будущего писателя не переехали с ним, двухлетним, из Поволжья в Пермь. С тех пор Иванов там и живёт, уезжать не собирается (хотя пермяком, судя по интервью, себя считает не вполне) и успешно выполняет функции главного знатока, хранителя и популяризатора местных красот, богатств и тайн. Совместный кинопроект с Леонидом Парфёновым, на котором основана нынешняя книга, — это, пожалуй, самый громкий этап в его деятельности.
В фотокниге (так определяет жанр нынешнего издания аннотация) пять частей: «Герои», «Заводы», «Мастера», «Матрица», «Железный пояс Урала». Каждый разворот — отдельная главка, шикарный фоторяд, текст структурирован, ключевые понятия выделены жирным шрифтом: например, в главке «Дешевле милости» акцентированы слова «милость», «матрица», «ресурс», «милость государя». Слева — врезки, слоганы, суть того, о чём можно прочитать, переведя взгляд направо.
В предисловии «Люди и пространство» автор пишет о том, что чем необычнее регион, тем своеобразнее история и мировоззрение его жителей. Этой прописной истиной Россия пренебрегает, разделив себя на яркие столицы и «никакие» регионы. Урал — из разряда «никаких». Русские обживают этот край полтысячелетия, а он перековывает пришельцев под себя. В итоге сформировалась уральская матрица — комплекс местных представлений о мире и человеке. Рассказывая о той или иной грани Урала, автор смотрит на неё как на одну из составляющих этой самой матрицы.
Обращается Алексей Иванов и к мифологическим временам, и к тем, что запечатлены в летописях, и к событиям не столь давним. Что касается далёкого прошлого, то вот, пожалуйста, одна история. В 1984 году в челябинской степи нашли город ариев, сориентированный по звёздам. Археологи назвали его Аркаим. Врагов тут у ариев не было, а ресурс нашёлся: медные руды. В итоге они соединили колодцы с плавильными печами. «Урал продиктовал свои правила: ресурс следует оберегать державой в державе. И арии построили свои бесполезные крепости — страну городов. А затем всё сожгли и ушли навсегда. Сорок столетий руины лежали под степным ковылём. С земли, в общем, и не видно Аркаима: насыпи его валов совсем невысокие. Но с неба город ариев проявляется как нарисованный. Два концентрических круга толстых стен, а по секторам — жилые помещения. Весь город — одно-единственное круглое здание из бревенчатых срубов, толсто обмазанных глиной. В центре — площадь».
Или вот рассказ о событии, определившем судьбу региона. В 1622 году на берегу речки Ницы нашли залежи руды. Тотчас основали тут Рудную слободу, а при ней задымил первый на Урале «мужицкий заводик». Какими были эти заводики? Десяток ям, где копали руду, пяток глиняных горнов — из руды плавили чугун (горны, напоминающие термитники, ломали после каждой выплавки), да кузница, где чугун молотами перебивали в железо, а из железа ковали топоры, серпы и плуги. Этих заводиков тут было около сорока. «Не Пётр I определил судьбу Урала, когда приказал строить здесь горные заводы. Судьбу Урала определили бородатые слобожане с заступами и луками — для отпора инородцам. «Мужицкие заводики» воевод поставили на ноги горные заводы Петровской эпохи».
А вот история из чуть более позднего, имперского, периода: «На Оружейной фабрике Златоуста, где куют клинки и кирасы, мастера четыре года создают дивный рыцарский доспех — шлем и панцирь, наручи и поножи, щит и меч. По вороному булату летят Пегасы и двуглавые орлы. Это подарок цесаревичу. Золотя сталь, травится ртутью молодой гравёр Иван Бушуев, гибнет чудесный мастер Иванко Крылатко. Но его доспех царевичу не подходит. Пока мастера старались, царевич Александр вырос. Он станет императором Александром II…»
Не обойдён вниманием и создатель самых известных уральских символов — Данилы-мастера и Хозяйки Медной горы. В год Большого террора в бревенчатом домике на окраине Екатеринбурга (Свердловска) немолодой журналист Бажов по ночам пишет сказы. Он исключён из партии, уволен с работы. После публикации сказов жизнь его меняется: взлёт карьеры, слава, Госпремия, депутатство в Верховном совете. Но самое главное, что советская власть решает возродить уральскую работу с малахитом. Благо жив ещё мастер Андрей Оберюхтин с Екатеринбургской гранильной фабрики. «Двести шахт за двести лет источили Медную гору до основания. Сейчас её нет, как нет больше на Урале и самого малахита — весь выбрали. Остались только сказы Бажова и языческая власть самоцветов».
Писатель Алексей Иванов, за плечами которого опыт преподавания в школе и вузе, умеет рассказать о своём предмете просто и сжато, увлекательно и отстранённо. Так что про Урал, кажется, теперь всё понятно. Матрица «Хребта России» — это соединение учебника истории и географии, книги по краеведению и путеводителя, летописи и фотоальбома. Каждый выбирает на свой вкус.
Елена Калашникова
Коментарі
Останні події
- 08.09.2025|19:3211 вересня стане відомим імʼя лауреата Премії імені Василя Стуса 2025 року
- 08.09.2025|19:29Фестиваль TRANSLATORIUM оголосив повну програму подій у 2025 році
- 08.09.2025|19:16В Україні з’явилася нова культурна аґенція “Терени”
- 03.09.2025|11:59Український ПЕН оголошує конкурс на здобуття Премії Шевельова за 2025 р
- 03.09.2025|11:53У Луцьку — прем’єра вистави «Хованка» за п’єсою іспанського драматурга
- 03.09.2025|11:49Літагенція OVO офіційно представлятиме Україну на Світовому чемпіонаті з поетичного слему
- 02.09.2025|19:05«Пам’ять дисгармонійна» у «Приватній колекції»
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
- 25.08.2025|17:39Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025