
Re: цензії
- 18.04.2025|Ігор ЗіньчукРоман про бібліотеку, як джерело знань
- 18.04.2025|Валентина Семеняк, письменницяЗа кожним рядком – безмежний світ думок і почуттів
- 12.04.2025|Андрій СодомораІ ритмів суголосся, й ран...
- 06.04.2025|Валентина СеменякЧитаю «Фрактали» і… приміряю до себе
- 05.04.2025|Світлана Бреславська, Івано-Франківськ«Ненаситність» Віткація
- 30.03.2025|Ігор ЧорнийЛікарі й шарлатани
- 26.03.2025|Віталій КвіткаПісня завдовжки у чотири сотні сторінок
- 11.03.2025|Марина Куркач, літературна блогерка, м. КременчукЖінкам потрібна любов
- 05.03.2025|Тетяна Белімова"Називай мене Клас Баєр": книга, що вражає психологізмом та відвертістю
- 05.03.2025|Тетяна Качак, м. Івано-ФранківськСтефаник у художньому слові Оксани Тебешевської
Видавничі новинки
- Микола Мартинюк. «Розбишацькі рими»Дитяча книга | Буквоїд
- Ніна Горик. «Дорога честі»Книги | Буквоїд
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка». 7+Дитяча книга | Буквоїд
- Мистецтво творення іміджу.Книги | Дарина Грабова
- Еліна Заржицька. «Читанка-ЧОМУчка»Дитяча книга | Буквоїд
- Ігор Павлюк. «Торф»Книги | Буквоїд
- Вийшла антологія української художньої прози «Наша Перша світова»Книги | Іванка Когутич
- Олександр Ковч. "Нотатки на полях"Поезія | Буквоїд
- У видавництві Vivat вийшов комікс про Степана БандеруКниги | Буквоїд
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
Літературний дайджест
Люди в голом на почтовой рыбе
Объявлен длинный список номинантов на литературную премию "Национальный бестселлер".
В лонг-листе произведений, выдвинутых в нынешнем году на ежегодную общероссийскую литературную премию "Национальный бестселлер", есть известные романы именитых писателей, такие как "Т" Виктора Пелевина, есть и новые сочинения известных авторов — среди них рукопись Тимура Кибирова "Лада, или Радость".
Кроме того, немало абсолютно неизвестных широкому кругу читателей книг и имен.
Премию "Национальный бестселлер", которую в нынешнем году будут присуждать в 10-й раз, можно назвать самой консервативной из альтернативных и самой продвинутой из мейнстримовых. С одной стороны, у ее идейного вдохновителя и ответственного секретаря, критика Виктора Топорова нет желания соперничать с помпезной "Большой книгой" или "Русским Букером", устроенным по британскому образцу. В отличие от них, у "Нацбеста" более свободные критерии выбора номинантов и лауреатов. С другой — это премия не такая "левая", как, к примеру, премия Андрея Белого или премия Ильи Кормильцева, которая присуждается только за радикальные литературные произведения. Кроме того, номинантов "Национального бестселлера" могут выдвигать пользователи "Живого журнала". Благодаря им в прошлогодний лонг-лист премии попал, к примеру, Евгений Гришковец.
Вот и в этом году пять романов, номинированных на "Нацбест", попали в ее лонг-лист только благодаря пользователям ЖЖ. Еще в двух случаях выбор блогеров совпал с мнением специально приглашенных организаторами "Нацбеста" номинантов. "Блогосфера — единственная в стране неподцензурная площадка и единственный прообраз демократического общества. Тут есть надежда на непредвзятость, независимость от корпоративных связей, интересов и так далее", — отмечает критик Андрей Архангельский, вошедший в большое жюри "Нацбеста". При этом в нынешнем году организаторы расширили контакты с пользователями ЖЖ. Дело не ограничится семью произведениями, которые набрали наибольшее количество голосов вЖЖи попали в лонг-лист. Произведения, которые понравились большому жюри и блогерам, получат от них дополнительные баллы. Роман из шорт-листа, набравший максимум интернет-голосов, получит приз читательских симпатий.
Судя по лонг-листу, прошедший сезон был не особо насыщен литературными событиями. Из-за экономического кризиса издавалось меньше книг, а познакомиться с рукописью может только ограниченный круг читателей. Не удивительно, что в лонг-листе, в который номинаторы, приглашенные организаторами, выдвигают литературные произведения, многие романы упоминаются дважды, а то и трижды. Рекордсменом стали "Елтышевы" Романа Сенчина, его выбрали четыре раза. Есть несколько самовыдвижений. В частности, роман Владимира Лорченкова (Кишинев) "Прощание в Стамбуле".
"В лонг-листе есть известные писатели и совсем неизвестные, по крайней мере мне. Некоторые книги, к примеру, "Позор и чистота" Татьяны Москвиной, "12 несогласных" Валерия Панюшкина и "Правый руль" Василия Авченко, бурно обсуждались еще до выхода. Мне гораздо интереснее будет читать совершенно неизвестные произведения. Потому что литература, которая, как многие из нас надеются, еще живет в глубине, не проявляется явно", — отмечает Андрей Архангельский.
С ним солидарен критик Кирилл Решетников, также вошедший в жюри: "В этом году в лонг-листе, как и раньше, есть авторы, чьи имена явно не на слуху. И есть надежда, что именно в этом секторе произойдет какое-то событие и что кто-то из этих авторов станет победителем. С удовольствием прочту то, что написали номинанты".
Книги лонг-листа предстоит прочесть и оценить большому жюри, в состав которого вошли писатели, критики и режиссеры. Тем, кто их не прочел, остается судить по названию. И тут читателей ждет немало любопытного. Им предстоит догадаться, что значит "Ели воду из-под крана" — так называется роман Александра "Фоззи" Сидоренко, как выглядит "Радостная мужская сталь" — рукопись Ирины Дудиной и "Люди в голом" — роман Андрея Аствацатурова, и какие чувства вызывает "Роман с автоматом" — его автор Дмитрий Петровский. В лонг-листе есть еще такие названия, как "Крещеные крестами" Эдуарда Кочергина, "Почтовая рыба" Юрия Козлова и "Обрезание пасынков" Бахыта Кенжеева, сулящие читателям что-то неведомое и пугающее.
Кирилл Решетников считает, что у "Людей в голом" Аствацатурова есть шансы стать одним из фаворитов. "Это роман, написанный в генримиллеровской традиции.
Альтернативная, комическая проза с некоторым вывихом. Поначалу кажется, что автор и герой — одно лицо, но в романе есть некоторая хитрость. Герой проделывает такие вещи, которые автор не делал никогда", — делится он подробностями сюжета.
Гораздо критичнее своих коллег высказался другой член большого жюри, писатель Илья Стогов:
"Я пока не видел лонг-листа, но думаю, что в нем мало что изменилось. Современная, и особенно русская литература давным-давно похожа на секцию латиноамериканского танца. Здесь много ярких фигур, живости, энергии, но никому, кроме их круга, ничего о них не известно. О многих авторах читатели даже не слышали, и это нормальная ситуация. Ведь премия "Национальный бестселлер" не приносит ни больших денег, ни славы".
Ольга Романцова
Додаткові матеріали
Коментарі
Останні події
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»
- 06.04.2025|20:35Збагнути «незбагненну незбагнеж»
- 05.04.2025|10:06Юлія Чернінька презентує свій новий роман «Називай мене Клас Баєр»
- 05.04.2025|10:01Чверть століття в літературі: Богдана Романцова розкаже в Луцьку про книги, що фіксують наш час
- 05.04.2025|09:56Вистава «Ірод» за п’єсою Олександра Гавроша поєднала новаторство і традицію
- 30.03.2025|10:014 квітня KBU Awards 2024 оголосить переможців у 5 номінаціях українського нонфіку
- 30.03.2025|09:50У «Видавництві 21» оголосили передпродаж нової книжки Артема Чапая
- 20.03.2025|10:47В Ужгороді представили книжку про відомого закарпатського ченця-василіянина Павла Мадяра