Літературний дайджест

Беззащитные козлы

Правда о парапсихологах из Пентагона скучнее вымысла.

Джон Ронсон. Безумный спецназ. М.: АСТ, 2010.

В традиционной связке «кино + книга» первичным элементом всё ещё оказывается книга, но главным — непременно кино. Поэтому, когда российские прокатчики фильма Гранта Хеслоу The Men Who Stare at Goats («Люди, которые пристально смотрят на коз»), снятого по одноимённой книге британского журналиста Джона Ронсона, сменили длинный и замысловатый заголовок на краткий и чёткий, российским издателям Ронсона пришлось подчиниться. В результате русское название книги «Безумный спецназ» вступило в явное противоречие с её содержанием.

Строго говоря, в действиях Пентагона, который ещё в 70-е годы вздумал взять на вооружение парапсихологию, никаких признаков безумия не было, а был лишь трезвый расчёт: если вероятный противник экспериментирует с экстрасенсорикой, отчего бы США оставаться в стороне? Может, в той чертовщине и нет ни черта, но вдруг? Разве государство, озабоченное своей безопасностью, обеднеет, потратив толику средств на проверку любой ереси?

Именно по этой причине генерал Альберт Стабблбайн получил от высшего руководства добро на исследование телепатии, дальновидения, телекинеза и прочих явлений, не поддающихся научному толкованию, в том числе и на феномен «убийства взглядом» (для изучения которого, собственно, и были привлечены животные, упомянутые в оригинальном заглавии). Иными словами, возникновение Первого Земного Батальона под командованием адепта нетрадиционных знаний подполковника Джима Чаннона было лишь частью многоступенчатой исследовательской программы Пентагона. Никаких съехавших крыш — просто отработка всех вариантов.

Справедливости ради надо признать, что с задачей журналистского расследования Ронсон, при всей своей дотошности, не справился. После его бесед и с отставником Стабблбайном, и с Чанноном, и с их питомцами он попросту утонул в материале, не смог отделить крупицы правды от вдохновенной фантастики и тем более грамотно расположить свои находки. В результате, отчаявшись, автор свалил всё в пёструю кучу: пророков, козлов-телепатов, экзотических гуру, конспирологов, мошенников, а заполировал всё историями второй свежести об опытах ЦРУ с ЛСД и пытках в тюрьме Абу-Грейб.

Питеру Строхану, соавтору сценария картины Хеслоу, пришлось изрядно помучиться, прежде чем из разнокалиберного сора, который был собран Ронсоном, получился какой-никакой сюжет. В итоге все находки журналиста оказались упакованы в цепочку флешбэков, всё действие нанизано на стержень никогда не подводившего Голливуд роуд-муви, а главное, в фильме наконец появился герой (сыграл его Джордж Клуни), собранный по частям из множества реальных персонажей книги. Документальная составляющая сюжета в картине окончательно стушевалась, и это, пожалуй, к лучшему: выдумка гораздо ярче отражает реальность, чем скучная эмпирика. Могли люди убивать козлов взглядом или не могли — да какая нам разница? В хорошем кино любой ответ сойдёт за правду.

Роман Арбитман  



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus


Партнери