Re: цензії

20.11.2024|Михайло Жайворон
Слова, яких вимагав світ
19.11.2024|Тетяна Дігай, Тернопіль
Поети завжди матимуть багато роботи
19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачка
Часом те, що неправильно — найкращий вибір
18.11.2024|Віктор Вербич
Подзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. Суми
Діалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
Розворушімо вулик
11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти
«Але ми є! І Україні бути!»
11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУ
Побачило серце сучасніть через минуле
10.11.2024|Віктор Вербич
Світ, зітканий з непроминального світла
10.11.2024|Євгенія Юрченко
І дивитися в приціл сльози планета

Літературний дайджест

27.02.2010|22:44|Openspace.ru

Почувствуйте разницу

Новые стихи Шварц и Лиснянской, Жолковский изобрел жанр, иерархии интересуют всех.

В новом «Знамени» (№3, 2010) стихи Елены Шварц: «Это было Петром, это было Иваном, / Это жизнию было — опьяневшей, румяной. / А вот нынче осталась ерунда, пустячок — / Опуститься ль подняться на века, на вершок. / И всего-то остался — пустячок, кошмарок — / Нежной, хилой травинки вскормить корешок». Здесь же подборки Андрея Гришаева и Анны Логвиновой, в поэтическом смысле на первый взгляд несколько повзрослевшей. Целый ряд авторов (Алла Латынина, Инна Булкина и прочие) как бы рецензируют составленный Романом Сенчиным сборник «Новая русская критика. Нулевые годы». Отчего такая честь (блок состоит аж из семи статей), непонятно, ну да бог с ним. Примечательнее всего, что о критике поэзии вспоминает один из семи, а именно Лев Оборин. С его утверждением «А вот с чем у молодых критиков нулевых было совсем худо — так это с поэзией» согласиться трудно, хотя если брать круг авторов сенчинского сборника, то да, «худо» — это еще очень мягкое слово.

• «Новый мир» (№2, 2010) публикует Инну Лиснянскую: «Вещь пред человеком не повинна / И страдает больно от измены. / Дом дрожит, как брошенная псина — / От порога до хвоста антенны». Автор текста песни «На Тихорецкую состав отправится...» (и многих других) Михаил Львовский публикует мемуар «Так запомнилось» о Давиде Самойлове: «Татьяна и Сергей Никитины прекрасно поют два моих любимых стихотворения Самойлова: “Из детства” и “Выезд”. Слушая эти стихи, я в который раз могу подумать: “И у меня так”. Но это реакция слушателя, читателя, а не поэта. А ведь я как-никак тоже пишу стихи. Поэтому и реагирую иначе. “Про это я уже могу не писать, — говорю я себе, — Давид за меня написал». Кроме того, имеет место неожиданный текст Александра Жолковского «Искусство поэзии — 2010»: «Вдруг стало модным в лондонском кругу, / А там и к нам проникло в виде стёба, / Столь боговдохновенного, что уши / Развесишь и внимаешь поневоле / Тому, как Парфенон и Лобачевский, / Джон Донн, зубная боль, пространства конус, / И греческая церковь, и Мария / Стюарт, она же — Дева-Богоматерь, / Углы, гипотенузы, анжамбманы / Собою испещряют чистый лист, / В попытке заглушить... но умолкаю, / И не беда, что не хватает части, / Какой-то составной, необходимой, / Чтобы концы свести с концами — в прозе, / Но не в стихах, — какой-то части речи». Кажется, Жолковский может считаться изобретателем нового жанра. Назовем его, к примеру, «стихотворный филологический памфлет» — или предлагайте свои варианты.

• В «Детях Ра» (№3 (65), 2010) Сергей Бирюков и Елена Кацюба. Обычно так развлекающий нас Ф. Мальцев что-то приуныл, и процитировать нечего: зима, наверное. На «Полутонах» — две публикации Павла Арсеньева (раз и два). Евгения Риц публикует стихи Виталия Зимакова: «в реке синиц немотствует журавль / сезам на поводке у языка / на той строке и рвётся с поводка / вдыхать потом залесский переславль / щепотку быстрорастворимых снов». Кроме того, имеет место и аудио — микс чтения героини нашего предыдущего выпуска Кати Капович и музыки Burunduk Quartet . В «Новых облаках» появилось анонсированное ранее интервью Сергея Завьялова. Чтение, на наш вкус, обязательное. В частности, отвечая на вопрос о своем отношении к понятиям «канон» и «иерархия», Завьялов говорит следующее: «…единое культурное пространство уходит в прошлое. Его сменяет ризоматический хаос субкультур, в котором у вас все больше шансов обратиться не по адресу, заговорить на непонятном аудитории языке. В этой ситуации художник все больше становится зависим от куратора (в литературе в этой роли выступает, как правило, издатель). Квалифицированный читатель отслеживает сейчас поэтические серии, и никакой другой возможности у него больше нет, так как техническая возможность издать поэтическую книгу есть сегодня у каждого и счет продукции идет на тысячи». Помимо этого, обнаружилась удивительная публикация — «85 раритетных стихотворений Эдуарда Лимонова из архива Александра Жолковского»: «Утром постель твоя плачет / Она требует она умирает / Скорый дождь всех убивает / И любой шляпу надевает // Я помню как по дороге / Бегут собака и бумага / А их догоняет грустный / Аляповатый Антон Петрович». Почувствуйте разницу.

• «Литкарта» отчитывается о презентации сборника литературно-критических статей Данилы Давыдова: «В дискуссии с участием литераторов и филологов Ирины Сурат, Дмитрия Кузьмина, Сергея Преображенского, Александра Мурашова живо обсуждались проблемы объективности и субъективности, оценочности и безоценочности критического высказывания. Сурат говорила о сложном положении критика, вынужденного при обращении к читателю использовать язык и понятийный аппарат из арсенала филологии. Кузьмин пожелал Давыдову, превосходно справляющемуся с задачами текущей критики, обратиться в дальнейшем к более масштабным критическим проектам, рисующим общую картину литературного процесса. Преображенский призвал читающее меньшинство к консолидации, для чего, по его мнению, необходимо сбросить с парохода современности Жиля Делёза и Михаила Эпштейна». «Полит.Ру» публикует транскрипт беседы Леонида Костюкова с Ириной Ермаковой, которая несколько неожиданно выступает, применительно к современной поэзии, за множественность иерархий: «Если говорить о том, сколько вершин, я думаю, что их может быть много <...> в пределах десятки все-таки <...> Но это замечательно, что они существуют. И я, может быть, вглядываюсь в верхушку одной елки более всего, пристальнее всего, но я рада, что вокруг есть еще несколько…». Кроме того, много говорят о Серебряном веке, о способах бытования современной поэзии, механизмах формирования канона и даже об инновационности: «...наверное, больше всего я не люблю вторичности. Вот когда я беру текст и вижу, что я то же самое уже читала, читала, читала, но в гораздо лучшем виде у других поэтов. Неважно у кого, у современных это поэтов, либо у классиков. Когда это все пережевано, когда это все, действительно, такой фарш из мясорубки до того разжеванный, что его уже совершенно не хочется видеть», — замечает Ермакова



коментувати
зберегти в закладках
роздрукувати
використати у блогах та форумах
повідомити друга

Коментарі  

comments powered by Disqus

Останні події

21.11.2024|18:39
Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
19.11.2024|10:42
Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
19.11.2024|10:38
Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
11.11.2024|19:27
15 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
11.11.2024|19:20
Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
11.11.2024|11:21
“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
09.11.2024|16:29
«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
09.11.2024|16:23
Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
09.11.2024|11:29
У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
08.11.2024|14:23
Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року


Партнери