Re: цензії
- 20.11.2024|Михайло ЖайворонСлова, яких вимагав світ
- 19.11.2024|Тетяна Дігай, ТернопільПоети завжди матимуть багато роботи
- 19.11.2024|Олександра Малаш, кандидатка філологічних наук, письменниця, перекладачка, книжкова оглядачкаЧасом те, що неправильно — найкращий вибір
- 18.11.2024|Віктор ВербичПодзвін у сьогодення: художній екскурс у чотирнадцяте століття
- 17.11.2024|Василь Пазинич, фізик-математик, член НСПУ, м. СумиДіалоги про історію України, написану в драматичних поемах, к нотатках на полях
- 14.11.2024|Ігор Бондар-ТерещенкоРозворушімо вулик
- 11.11.2024|Володимир Гладишев, професор, Миколаївський обласний інститут післядипломної педагогічної освіти«Але ми є! І Україні бути!»
- 11.11.2024|Ігор Фарина, член НСПУПобачило серце сучасніть через минуле
- 10.11.2024|Віктор ВербичСвіт, зітканий з непроминального світла
- 10.11.2024|Євгенія ЮрченкоІ дивитися в приціл сльози планета
Видавничі новинки
- Корупція та реформи. Уроки економічної історії АмерикиКниги | Буквоїд
- У "НІКА-Центр" виходять книги Ісама Расіма "Африканський танець" та Карама Сабера "Святиня"Проза | Буквоїд
- Ігор Павлюк. "Бут. Історія України у драматичних поемах"Поезія | Буквоїд
- У Чернівцях видали новий роман Галини ПетросанякПроза | Буквоїд
- Станіслав Ігнацій Віткевич. «Ненаситність»Проза | Буквоїд
- Чеслав Маркевич. «Тропи»Поезія | Буквоїд
- Легенда про ВільнихКниги | Буквоїд
- Нотатник Вероніки Чекалюк. «Смачна комунікація: гостинність – це творчість»Книги | Буквоїд
- Світлана Марчук. «Небо, ромашки і ти»Поезія | Буквоїд
- Володимир Жупанюк. «З подорожнього етюдника»Книги | Буквоїд
Літературний дайджест
Блогер у блогера книжку украл: Германия спорит о романе 17-летней Хелене Хегеман
В Германии разрастается скандал вокруг романа "Axolotl Roadkill", номинированного на главный приз Лейпцигской книжной ярмарки. Мало того, что его считают "антилитературой", 17-летнего автора обвиняют еще и в плагиате.
Непросто припомнить, какая еще книга в последнее время вызвала столь многочисленные и столь противоречивые отклики немецких литературных критиков, как эта. Разве что воспоминания Гюнтера Грасса, в которых тот впервые признался, что служил в конце войны в войсках СС, столь же сильно "разогрели" обычно интеллектуально-невозмутимых и политкорректно-скучных рецензентов крупнейших немецких газет и журналов. Но сейчас речь идет не о нобелевском лауреате Грассе - мэтре, книги которого переведены на десятки языков и известны во всем мире, а о семнадцатилетней девчонке, написавшей свой первый роман.
Стратегия скандала или попадание в болевую точку?
"Жесткая, жестокая, вульгарная вещь", - пишет о ее книге газета Frankfurter Allgemeine. "Необузданный выброс болезненного, галюционирующего сознания", - вторит еженедельник Zeit. "Точно рассчитанная маркетинговая стратегия скандала", - убежден рецензент Frankfurter Rundschau.
Но есть и совсем другая точка зрения. Верена Ауфферман (Verena Auffermann), председатель жюри Лейпцигской книжной ярмарки, усматривает здесь параллели со знаменитым романом Франсуазы Саган "Здравствуй, грусть". "Появление романа "Здравствуй, грусть", - напоминает она, - тоже сопровождалось грандиозным скандалом. А с высоты сегодняшнего дня посмотреть - так это просто смешно. Есть книги, которые попадают в точку, в болевую точку, интуитивно улавливая дух времени. Отсюда и шум".
Параллели действительно можно провести. Вышедший в 1954 году дебютный роман Франсуазы Саган тоже называли вульгарным, и автору его было всего 19 лет. То есть Франсуаза Саган была ненамного старше 17-летней Хелене Хегеман (Helene Hegemann), чью книгу - она называется "Axolotl Roadkill" - столь горячо обсуждают сейчас в Германии.
Из-за чего же разгорелся весь этот сыр-бор, что накалило литературные страсти?
Эксгибиционизм и свобода
Фабулы, как таковой, в романе "Axolotl Roadkill" нет, сюжет почти не развивается. Есть трагическая история лирической героини, есть много, в принципе, повторяющихся сцен из жизни молодежного дна, чуть-чуть - для контраста - элитарной тусовки (отец героини относится к культурной элите), много техно-музыки, секса, наркотиков, битых морд, радикального подросткового жаргона, - вот, в общем-то, и все.
Язык романа - очень простой, фрагментарный, рваный. Хелене Хегеманн обходится почти без прилагательных и придаточных, зато в каждой второй - ну, не второй, так пятой - строчке: "он сказал", "она сказала", "они сказали"... Это язык блогеров, излияния фейсбука, эксгибиционистская раскованность анонимных "ников" в форумах и чатах. Но литература ли это?
"Несомненно!" - считает Карин Фишер (Karin Fischer), обозреватель радиостанции Dеutschlandfunk. "Конечно, - оговаривается она, - если литературу определять как что-то, что находится между первой и последней страницами книжного переплета, то написанное в Cети - не литература. Но сегодня границы литературы размыты, в интернете родилась новая культура, которую отчасти представляет и книга Хегеман. Здесь особая аутентичность, люди рассказывают о своей собственной жизни, они спонтаннее, свободнее, они раскрывают душу..."
Другие доброжелательно настроенные критики пишут даже о "смене литературных парадигм". Флориан Феликс Вейх (Florian Felix Weyh) более осторожен. "Дети не создают великой литературы", - подчеркивает он, называя роман Хегеман "литературой переходного возраста". Однако Вейх возмущен реакцией тех своих коллег, которые свысока, нередко с язвительной снисходительностью отзываются о романе "Axolotl Roadkill": "Хегеман рассказывает о наболевшем, и слабости ее книги - возрастного характера".
Обвинения в плагиате
Масла в огонь дискуссии подлили сообщения о том, что целые пассажи, сцены, диалоги в "Axolotl Roadkill" - это плагиат. Они взяты (переписаны строчка за строчкой!) из блога сетевого литератора, скрывающегося под псевдонимом Airen. Защитники Хегеман доказывают, что в Сети принято цитировать друг друга, не закавычивая цитат и не указывая имени автора.
Критики романа возмущены: плагиат есть плагиат, и закона об авторских правах никто не отменял. Тем не менее, книгу Хегеман номинировали на приз Лейпцигской книжной ярмарки. Там пройдут "громкие читки" "Axolotl Roadkill" - как, кстати, и сетевого романа "Strobo" блогера Airen, у которого списывала Хегеман. "Strobo" вышел, между прочим, еще до романа Хегеман, но прошел совершенно незамеченным. Почему? Загадка.
Автор: Ефим Шуман
Фото: dw-world.de
Коментарі
Останні події
- 21.11.2024|18:39Олександр Гаврош: "Фортель і Мімі" – це книжка про любов у різних проявах
- 19.11.2024|10:42Стартував прийом заявок на щорічну премію «Своя Полиця»
- 19.11.2024|10:38Поезія і проза у творчості Теодозії Зарівної та Людмили Таран
- 11.11.2024|19:2715 листопада у Києві проведуть акцію «Порожні стільці»
- 11.11.2024|19:20Понад 50 подій, 5 сцен, більше 100 учасників з України, Польщі, Литви та Хорватії: яким був перший Міжнародний фестиваль «Земля Поетів»
- 11.11.2024|11:21“Основи” вперше видають в оригіналі “Катерину” Шевченка з акварелями Миколи Толмачева
- 09.11.2024|16:29«Про секс та інші запитання, які цікавлять підлітків» — книжка для сміливих розмов від авторки блогу «У Трусах» Анастасії Забели
- 09.11.2024|16:23Відкриття 76-ої "Книгарні "Є": перша книгарня мережі в Олександрії
- 09.11.2024|11:29У Києві видали збірку гумору і сатири «СМІХПАЙОК»
- 08.11.2024|14:23Оголосили довгий список номінантів на здобуття Премії імені Юрія Шевельова 2024 року