
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
связи человека с бытием. У неоплатоников бытие не самодостаточно и соотносится с Единым как конечной причиной сущего. Единое, не будучи бытием, порождает последнее, оставаясь трансцендентным миру бытия. Поэтому его восприятие как минимум представляет собой проблему для человека. Доступ к Единому – совсем не то же самое, что доступ к бытию. У Кузанского Единое и бытие уже не соотносятся как творящее и творимое и фактически совпадают. Кузанец заявляет: «Единое есть всё». В пользу отождествления категорий «Единое» и «бытие» Кузанец приводит характерный аргумент: «Ты, боже мой, сама абсолютная бесконечность, которую я вижу бесконечным пределом, но охватить не могу, поскольку в твоём пределе нет предела. Ты предел самого себя, потому что твоё обладание есть твоё бытие; обладая пределом, ты сам предел, а тем самым беспредельный предел… твой предел – твоё бытие, бытие предела определяется, или ограничивается, не чем иным как пределом, а именно самим тобой, и этот предел, который только сам себе предел, беспределен и определяет собой всё; что не предел самого себя, то определённый предел»80. Подобная позиция означает не только разрыв со всей средневековой философией, но и существенный отход от традиций неоплатонизма и апофатического богословия. Принятие такой позиции приводит к двум существенным следствиям, предопределившим развитие человеческого духа на всём протяжении Нового времени. Если Единое и бытие совпадают, то человеку доступна реальность во всей её полноте, включая и сакральное измерение, отсюда следует и тот вывод, что развитие человеческой деятельности в конечном итоге приближает человека к абсолюту и сама деятельность приобретает теургическое измерение. Отношение к бытию как тотальности всего сущего, вне которого и помимо которого не существует ничего, придаёт особое значение познанию окружающего мира, в познании видится путь к абсолюту. Из того факта, что человеку открыта вся глубина реальности, делался вывод о том, что науки о природе в состоянии дать верное знание о самых сокровенных тайнах бытия. Естествознание приобретает статус высшей формы духа, престиж точных наук поднимается на недосягаемую высоту, им начинают подражать все прочие формы духовности. Конечно, вывод о тождественности бытия и Единого – это скорее рационализация определённых интуиций, переживаемых людьми в ту эпоху, чем строгое заключение. За ним стоит желание человека утвердиться в своём самочувствии в качестве существа самостоятельного и свободного, не нуждающегося в посредниках между собой и миром. Заслуга Кузанца состоит в том, что он легитимизировал это самоощущение, придав ему рациональную форму. С этого момента стало возможным выстраивание новой рациональности, соответствующей интуициям того мировоззрения, которое привело к возникновению современного общества.
Из утверждения Кузанского о том, что Единое не имеет противоположности, следует большой важности вывод о том, что Единое тождественно бесконечному, абсолютный минимум – абсолютному максимуму. «О, как велик наш бог, действительность всякой потенции81», – говорит Кузанец, отождествляя тем самым то, что пифагорейцы, Платон и неоплатоники противопоставляли как крайние противоположности: самотождественное и иное. Бесконечное – это то, больше чего не может быть; это максимум; Единое же – это минимум; максимум и минимум, согласно Кузанцу, суть одно и то же. «Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно Единому. Поэтому максимальность совпадает с единством, которое есть и бытие. Если такое единство универсальным и абсолютным образом возвышается над всякой относительностью, то ему ничего и не противоположно по его абсолютной максимальности. Абсолютный максимум есть то Единое, которое есть всё; в нем всё, поскольку он максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум»82. Интерпретируя интуицию бытия на материале современной ему науки и находясь в контексте современных ему представлений о человеческой деятельности, Кузанский отождествляет полноту бытия с бесконечностью во времени и пространстве. Такое отождествление имело существенные последствия. С этого момента человеческая деятельность, с её направленностью на покорение пространства и времени, получает мощнейшую идеологическую поддержку, превращается в своеобразную теургию и начинает развиваться ещё более быстрыми темпами. С человеческой деятельностью связываются ожидания грядущего счастья, утверждается идея прогресса, предпринимательский активизм зарождающейся буржуазии возводится в ранг этической добродетели.
Идеи Николая Кузанского оказали влияние и на создателей математического анализа, раздела математики, во многом определившего развитие науки Нового времени. Современные исследователи по этому поводу указывают, что при помощи идеи тождества единого и бесконечного и рассмотрения бесконечного как меры Кузанец, таким образом, приводит как бы во взвешенное состояние вообще всю прежнюю математическую науку, а не отдельные её положения.
Останні події
- 01.05.2025|16:51V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
- 01.05.2025|10:38В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
- 30.04.2025|09:36Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина