Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

связи человека с бытием. У неоплатоников бытие не самодостаточно и соотносится с Единым как конечной причиной сущего. Единое, не будучи бытием, порождает последнее, оставаясь трансцендентным миру бытия. Поэтому его восприятие как минимум представляет собой проблему для человека. Доступ к Единому – совсем не то же самое, что доступ к бытию. У Кузанского Единое и бытие уже не соотносятся как творящее и творимое и фактически совпадают. Кузанец заявляет: «Единое есть всё». В пользу отождествления категорий «Единое» и «бытие» Кузанец приводит характерный аргумент: «Ты, боже мой, сама абсолютная бесконечность, которую я вижу бесконечным пределом, но охватить не могу, поскольку в твоём пределе нет предела. Ты предел самого себя, потому что твоё обладание есть твоё бытие; обладая пределом, ты сам предел, а тем самым беспредельный предел… твой предел – твоё бытие, бытие предела определяется, или ограничивается, не чем иным как пределом, а именно самим тобой, и этот предел, который только сам себе предел, беспределен и определяет собой всё; что не предел самого себя, то определённый предел»80. Подобная позиция означает не только разрыв со всей средневековой философией, но и существенный отход от традиций неоплатонизма и апофатического богословия. Принятие такой позиции приводит к двум существенным следствиям, предопределившим развитие человеческого духа на всём протяжении Нового времени. Если Единое и бытие совпадают, то человеку доступна реальность во всей её полноте, включая и сакральное измерение, отсюда следует и тот вывод, что развитие человеческой деятельности в конечном итоге приближает человека к абсолюту и сама деятельность приобретает теургическое измерение. Отношение к бытию как тотальности всего сущего, вне которого и помимо которого не существует ничего, придаёт особое значение познанию окружающего мира, в познании видится путь к абсолюту. Из того факта, что человеку открыта вся глубина реальности, делался вывод о том, что науки о природе в состоянии дать верное знание о самых сокровенных тайнах бытия. Естествознание приобретает статус высшей формы духа, престиж точных наук поднимается на недосягаемую высоту, им начинают подражать все прочие формы духовности. Конечно, вывод о тождественности бытия и Единого – это скорее рационализация определённых интуиций, переживаемых людьми в ту эпоху, чем строгое заключение. За ним стоит желание человека утвердиться в своём самочувствии в качестве существа самостоятельного и свободного, не нуждающегося в посредниках между собой и миром. Заслуга Кузанца состоит в том, что он легитимизировал это самоощущение, придав ему рациональную форму. С этого момента стало возможным выстраивание новой рациональности, соответствующей интуициям того мировоззрения, которое привело к возникновению современного общества.
Из утверждения Кузанского о том, что Единое не имеет противоположности, следует большой важности вывод о том, что Единое тождественно бесконечному, абсолютный минимум – абсолютному максимуму. «О, как велик наш бог, действительность всякой потенции81», – говорит Кузанец, отождествляя тем самым то, что пифагорейцы, Платон и неоплатоники противопоставляли как крайние противоположности: самотождественное и иное. Бесконечное – это то, больше чего не может быть; это максимум; Единое же – это минимум; максимум и минимум, согласно Кузанцу, суть одно и то же. «Максимумом я называю то, больше чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно Единому. Поэтому максимальность совпадает с единством, которое есть и бытие. Если такое единство универсальным и абсолютным образом возвышается над всякой относительностью, то ему ничего и не противоположно по его абсолютной максимальности. Абсолютный максимум есть то Единое, которое есть всё; в нем всё, поскольку он максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум»82. Интерпретируя интуицию бытия на материале современной ему науки и находясь в контексте современных ему представлений о человеческой деятельности, Кузанский отождествляет полноту бытия с бесконечностью во времени и пространстве. Такое отождествление имело существенные последствия. С этого момента человеческая деятельность, с её направленностью на покорение пространства и времени, получает мощнейшую идеологическую поддержку, превращается в своеобразную теургию и начинает развиваться ещё более быстрыми темпами. С человеческой деятельностью связываются ожидания грядущего счастья, утверждается идея прогресса, предпринимательский активизм зарождающейся буржуазии возводится в ранг этической добродетели.
Идеи Николая Кузанского оказали влияние и на создателей математического анализа, раздела математики, во многом определившего развитие науки Нового времени. Современные исследователи по этому поводу указывают, что при помощи идеи тождества единого и бесконечного и рассмотрения бесконечного как меры Кузанец, таким образом, приводит как бы во взвешенное состояние вообще всю прежнюю математическую науку, а не отдельные её положения.

Останні події

01.05.2025|16:51
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
01.05.2025|10:38
В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина


Партнери