Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Завантажити

всё больший интерес и сочувствие в обществе, именно с ней связывались надежды на грядущее счастье человека и её принятие обеспечивало преодоление тех мировоззренческих проблем, от которых страдали люди той эпохи, но на пути превращения этого нового взгляда на мир в господствующую мировоззренческую систему стояла прежняя традиционная средневековая идеология и прежде всего её рациональная часть – богословие. Будучи результатом осознанного усилия средневековых мыслителей, богословие проявляло значительную устойчивость перед лицом новых мировоззренческих интуиций и существенно ограничивало возможности для беспрепятственного роста нового мировоззрения. В результате возникал своеобразный мировоззренческий раскол, на интуитивном, подсознательном уровне человек стремился к принятию новой точки зрения, которая отвечала его эмоциональным чаяниям и переживанию сложившейся ситуации, в то время как рациональная часть его существа восставала против такого выбора. Столкнувшись с такой ситуацией, человек продемонстрировал незаурядную мудрость и в очередной раз предпочёл эмоции доводам рассудка. Но для того, чтобы такой выбор мог состояться, было необходимо если не нейтрализовать, то хотя бы существенно ограничить господствующую форму рациональности. И человек вновь обращается к апофатической установке как действенному средству самоограничения разума перед лицом океана жизни. И, как в эпоху эллинизма, это приводит к переинтерпретации бытийного опыта на новом жизненном материале, к сакрализации изменившихся деятельностных реалий, к возникновению нового мировоззрения, на основе которого развивается новая форма рациональности, соответствующая изменившимся условиям человеческой деятельности.
Апофатизм, на этот раз религиозный – апофатическое богословие, попадает в мейнстрим общественного сознания. Что касается собственно апофатизма, то его рецепция в культуру Ренессанса осуществлялась из нескольких источников. Известно, что целый ряд деятелей Возрождения интересовались достижениями византийского апофатического богословия, в частности такие мыслители, как Николай Кузанский, Иоанн Креста, Ангелиус Силезиус76.
Пико делла Мирандола также находился под значительным влиянием Дионисия Ареопагита. Другим источником апофатической установки в ренессансной культуре был античный неоплатонизм. Хорошо известно, что большинство деятелей этого периода интересовались неоплатонизмом, под влиянием неоплатонизма, в частности, находились такие мыслители, как Парацельс, Кардано, Кампанелла, Бруно. Когда мы говорим, что деятели Ренессанса интересовались неоплатонизмом, то это во многом предполагает, что они разделяли и апофатическую позицию неоплатоников. Такая связь обусловлена тем обстоятельством, что вся неоплатоническая онтология (её обоснование и выводы, вытекающие из этой онтологии) вырастает из тех интуиций, которые возникают у мыслителя в процессе переживания бытийного опыта. Само же переживание возможно только в результате приостановки дискурсивного мышления. Осмысленная впоследствии связь между приостановкой дискурсивного мышления и конструктивной силой бытийного опыта выливается в принятие апофатической установки. Поэтому связь ренессансного мировоззрения с неоплатонизмом может служить надёжным свидетельством популярности апофатической позиции среди мыслителей этой эпохи. Именно благодаря этой установке мыслители Ренессанса открывают для себя «альтернативные» христианству идеологические системы, используют содержащиеся в них идеи для развития ренессансного мировоззрения и критики средневековой идеологии. Вновь возникает интерес к гностицизму, астрологии, алхимии, магии. Характерно, что в 1463 году Марсилио Фичино (1433 – 1499), один из главных деятелей Флорентийской Академии, получает распоряжение от Козимо де Медичи срочно приступить к переводу герметических рукописей на латинский язык. Фичино озаглавил свой труд «Поймандр». Это было название первого трактата Герметического Свода, распространённое переводчиком на весь сборник трактатов. В предисловии Фичино приводит интересную генеалогию Трисмегиста, где указывает, что его (Гермеса) зовут первым автором теологии: ему наследовал Орфей, второй среди древних теологов; Аглаофему, посвящённому в священное учение Орфея, наследовал в теологии Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель нашего божественного Платона. Итак, существует единая древняя теология, берущая начало от Меркурия и достигающая вершины в божественном Платоне. Характер философии самого Фичино как нельзя лучше демонстрирует стремление к синтезу, свойственное Ренессансу. В его учении соединены, казалось бы, абсолютно несоединимые вещи. Дж.Саитта, пробиваясь к тому, что, на его взгляд, составляет суть учения Фичино, восклицал почти с отчаянием: «Какая же грандиозная фрагментарность концепций обнаруживается в фичиновской философии! Она производит впечатление вакхического взрыва, который не удаётся обуздать силой какой-либо центральной идеи»77.
Идеологический плюрализм Ренессанса находит своё продолжение в сфере

Останні події

24.05.2025|13:24
Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
24.05.2025|13:19
У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
24.05.2025|13:15
«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
23.05.2025|09:25
Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
20.05.2025|11:40
Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
16.05.2025|15:50
«Танго для трьох»: він, вона і кґб
15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»


Партнери