
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
всё больший интерес и сочувствие в обществе, именно с ней связывались надежды на грядущее счастье человека и её принятие обеспечивало преодоление тех мировоззренческих проблем, от которых страдали люди той эпохи, но на пути превращения этого нового взгляда на мир в господствующую мировоззренческую систему стояла прежняя традиционная средневековая идеология и прежде всего её рациональная часть – богословие. Будучи результатом осознанного усилия средневековых мыслителей, богословие проявляло значительную устойчивость перед лицом новых мировоззренческих интуиций и существенно ограничивало возможности для беспрепятственного роста нового мировоззрения. В результате возникал своеобразный мировоззренческий раскол, на интуитивном, подсознательном уровне человек стремился к принятию новой точки зрения, которая отвечала его эмоциональным чаяниям и переживанию сложившейся ситуации, в то время как рациональная часть его существа восставала против такого выбора. Столкнувшись с такой ситуацией, человек продемонстрировал незаурядную мудрость и в очередной раз предпочёл эмоции доводам рассудка. Но для того, чтобы такой выбор мог состояться, было необходимо если не нейтрализовать, то хотя бы существенно ограничить господствующую форму рациональности. И человек вновь обращается к апофатической установке как действенному средству самоограничения разума перед лицом океана жизни. И, как в эпоху эллинизма, это приводит к переинтерпретации бытийного опыта на новом жизненном материале, к сакрализации изменившихся деятельностных реалий, к возникновению нового мировоззрения, на основе которого развивается новая форма рациональности, соответствующая изменившимся условиям человеческой деятельности.
Апофатизм, на этот раз религиозный – апофатическое богословие, попадает в мейнстрим общественного сознания. Что касается собственно апофатизма, то его рецепция в культуру Ренессанса осуществлялась из нескольких источников. Известно, что целый ряд деятелей Возрождения интересовались достижениями византийского апофатического богословия, в частности такие мыслители, как Николай Кузанский, Иоанн Креста, Ангелиус Силезиус76.
Пико делла Мирандола также находился под значительным влиянием Дионисия Ареопагита. Другим источником апофатической установки в ренессансной культуре был античный неоплатонизм. Хорошо известно, что большинство деятелей этого периода интересовались неоплатонизмом, под влиянием неоплатонизма, в частности, находились такие мыслители, как Парацельс, Кардано, Кампанелла, Бруно. Когда мы говорим, что деятели Ренессанса интересовались неоплатонизмом, то это во многом предполагает, что они разделяли и апофатическую позицию неоплатоников. Такая связь обусловлена тем обстоятельством, что вся неоплатоническая онтология (её обоснование и выводы, вытекающие из этой онтологии) вырастает из тех интуиций, которые возникают у мыслителя в процессе переживания бытийного опыта. Само же переживание возможно только в результате приостановки дискурсивного мышления. Осмысленная впоследствии связь между приостановкой дискурсивного мышления и конструктивной силой бытийного опыта выливается в принятие апофатической установки. Поэтому связь ренессансного мировоззрения с неоплатонизмом может служить надёжным свидетельством популярности апофатической позиции среди мыслителей этой эпохи. Именно благодаря этой установке мыслители Ренессанса открывают для себя «альтернативные» христианству идеологические системы, используют содержащиеся в них идеи для развития ренессансного мировоззрения и критики средневековой идеологии. Вновь возникает интерес к гностицизму, астрологии, алхимии, магии. Характерно, что в 1463 году Марсилио Фичино (1433 – 1499), один из главных деятелей Флорентийской Академии, получает распоряжение от Козимо де Медичи срочно приступить к переводу герметических рукописей на латинский язык. Фичино озаглавил свой труд «Поймандр». Это было название первого трактата Герметического Свода, распространённое переводчиком на весь сборник трактатов. В предисловии Фичино приводит интересную генеалогию Трисмегиста, где указывает, что его (Гермеса) зовут первым автором теологии: ему наследовал Орфей, второй среди древних теологов; Аглаофему, посвящённому в священное учение Орфея, наследовал в теологии Пифагор, чьим учеником был Филолай, учитель нашего божественного Платона. Итак, существует единая древняя теология, берущая начало от Меркурия и достигающая вершины в божественном Платоне. Характер философии самого Фичино как нельзя лучше демонстрирует стремление к синтезу, свойственное Ренессансу. В его учении соединены, казалось бы, абсолютно несоединимые вещи. Дж.Саитта, пробиваясь к тому, что, на его взгляд, составляет суть учения Фичино, восклицал почти с отчаянием: «Какая же грандиозная фрагментарность концепций обнаруживается в фичиновской философии! Она производит впечатление вакхического взрыва, который не удаётся обуздать силой какой-либо центральной идеи»77.
Идеологический плюрализм Ренессанса находит своё продолжение в сфере
Останні події
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
- 16.06.2025|23:44Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
- 16.06.2025|16:24«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone
- 12.06.2025|12:16«Видавництво Старого Лева» презентує фентезі від Володимира Аренєва «Музиканти. Четвертий дарунок»
- 07.06.2025|14:54Артем Чех анонсував нову книжку "Гра у перевдягання": ніжні роздуми про війну та біль
- 06.06.2025|19:48У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
- 03.06.2025|12:21У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
- 03.06.2025|07:14Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
- 03.06.2025|07:10Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям