Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Завантажити

маргинальной ветви нового постантичного рационализма. Апофатизм уходит в кельи монахов восточной ветви христианства и становится основой для формирования так называемого исихазма. Будучи тесно связанным с историей Византии, он во многом повторяет историческую траекторию империи. Закат империи и возникающая в связи с этим потребность в компенсаторной идеологии, позволяющей жить в условиях крушения византийского мира, не могли не вызвать всплеска интереса к исихазму. На короткий период времени апофатическое богословие попадает в центр общественного внимания, становится официальной доктриной православной церкви. Последовавшее вскоре падение империи привело к закату византийского исихазма.
В латинской части Европы ситуация была существенно иная.
Разрушение Западной Римской империи освободило пространство для свободного и ничем не стеснённого развития новой формы социальной организации – феодализма. Несмотря на довольно длительный переходный период, последовавший вслед за падением Рима и сопровождавшийся общей деградацией социальных структур и культуры, оставшихся в наследство от античной империи, становление нового, построенного на христианской идеологии общества вызвало всплеск оптимистических ожиданий во всех слоях общества. Казалось, что построение новой социальной организации приведёт к разрешению проблем, стоявших перед людьми. Деятельность вновь начинает рассматриваться как важнейшее условие человеческого благополучия, что не могло не привести к росту значения и авторитета рациональных форм отношения к миру. Говоря о рациональности, свойственной духовной сфере феодального общества, укажем на две ведущие формы рациональности, взаимодействие между которыми во многом определяло характер рациональной сферы общественного сознания. Это юриспруденция и богословие. Юриспруденция была наиболее востребованной формой рациональности, обслуживавшей практические нужды средневекового общества, говоря марксистским языком, она была наиболее близка к практике, именно в юриспруденции разрабатывались наиболее общие матрицы понимания и объяснения средневекового мира, отсюда они переходили в другие формы рациональности, где использовались и интерпретировались на специфическом материале. В частности, общепризнанным является тот факт, что латинское (западное) богословие носило «юридический» характер, в том смысле, что в основу понимания отношения между человеком и богом была положена схема, возникшая в рамках средневековой юриспруденции и предполагавшая, что между богом и человеком заключён определённый договор, выполнение условий которого является обязательным для обеих сторон. Подобного рода юридическая установка прослеживается не только на стратегическом уровне, но и на, так сказать, тактическом, многие богословские вопросы трактовали по аналогии с правовыми, в частности проблема оправдания: западные (в том числе евангельские) христиане имеют тенденцию рассматривать Священное Писание с юридической точки зрения, тогда как восточный христианский мир больше ориентирован на личное, мистическое участие в Божественной жизни. Латинский юридический подход, доставшийся в наследство Западной Церкви, рассматривает такое библейское понятие, как, например, «оправдание», в юридическом ключе — вина и невиновность, наказание и милость.
Интересно, что термин «казуистика» применялся как по отношению к богословию, так и по отношению к юриспруденции.
Богословие было второй важнейшей формой рациональности, и в сферу его компетенции входили все вопросы, касающиеся идеологического обеспечения существования средневекового человека. С самого начала своего возникновения оно носило ярко выраженный рационалистический характер. Средневековые богословы отошли от характерной для периода патристики ориентации на платонизм и обратили свои взоры к Аристотелю, усматривая в его творчестве образец, которому должно следовать богословие. Стремление подвести надёжное основание под христианские богословские построения с неизбежностью привело к исследованиям роли разума в богословии. Эта тема стала доминирующей темой схоластики. В процессе богословского возрождения раннего Средневековья стали преобладать два направления: во-первых, необходимость систематизировать и расширить христианское богословие, во-вторых, необходимость доказать присущую ему рациональность. Хотя в основном раннесредневековое богословие и не вышло практически за рамки повторения взглядов Августина, однако ширилось стремление систематизировать идеи Августина, а только затем идти дальше. Но как именно можно было это сделать? В исторически короткий период времени была осознана необходимость в «теории метода». К тому же стал актуальным вопрос о том, на основании какой философской системы было бы возможно доказать рациональность христианского богословия. В XI веке Ансельм Кентерберийский выразил эту основополагающую уверенность в рациональности христианской веры в двух фразах, которые стали связываться с его именем: «fides quaerens intellectum» («вера, ищущая разумения»64) и

Останні події

20.06.2025|10:25
«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
18.06.2025|19:26
«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
16.06.2025|23:44
Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
16.06.2025|16:24
«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone
12.06.2025|12:16
«Видавництво Старого Лева» презентує фентезі від Володимира Аренєва «Музиканти. Четвертий дарунок»
07.06.2025|14:54
Артем Чех анонсував нову книжку "Гра у перевдягання": ніжні роздуми про війну та біль
06.06.2025|19:48
У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
03.06.2025|12:21
У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
03.06.2025|07:14
Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
03.06.2025|07:10
Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям


Партнери