Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Завантажити

предполагает отключение дискурсивного мышления и опору на интуитивное созерцание. Эта мысль Плотина перекликается с хайдеггеровской мыслью о том, что деятельностное мышление может дойти только до диалектики как собственного крайнего предела в осмыслении бытийных феноменов. Цель диалектики – выключение мышления деятельностного для включения мышления бытийного. Однако бытийное мышление не идентично диалектическому. Встав перед выбором – верность рациональной традиции либо обретение спасения через бытийный опыт, Плотин без колебаний выбрал второй вариант. Самодостоверность и убедительность бытийного переживания значили для него больше, чем доводы дискурсивного разума, и он счёл, что факт освобождения человека от экзистенциальных проблем является достаточным основанием для признания бытийного опыта адекватным и более высоким по своему статусу, чем выводы, вытекающие из философских рассуждений. Он не мог не видеть, что, принимая сторону опыта, отходит от античной традиции обоснования и доказательства на основе рассуждений, требовавшей от мыслителя поиска всеобщих оснований для тех либо иных выводов и положений. Казалось бы, бытийный опыт в силу своей уникальности и убедительности не мог рассматриваться в качестве истинного для классической системы доказательств, тем не менее Плотин счёл свой опыт богообщения истинным уже в силу присущей ему связи с человеком как живым воплощением всеобщности. Провозгласив верховенство опыта перед разумом и легитимизировав апофатическую установку, Плотин открыл дорогу для перехода от Античности к Средневековью.

3.2. Судьба апофатизма в средние века

Христианская идеология возникла в результате кризиса классической античной идеологии и как таковая соответствовала нуждам человека той эпохи, а это значит, что она работала, обеспечивая своих адептов необходимым катарсическим потенциалом. Последовавшая вскоре после принятия христианства трансформация античной формы социальной организации в феодальную и открывшиеся в связи с этим возможности для человеческого развития привели к росту социального оптимизма в обществе. В этих условиях выросла вера в возможности спасения посредством развития человеческой деятельности и, как результат, повысился статус рационального компонента идеологии, что, в свою очередь, привело к тому, что апофатическая установка перестала соответствовать широким чаяниям, отошла на периферию общественного сознания. Однако не исчезла, и дальнейшее её развитие, происходившее в рамках христианского богословия, привело к возникновению так называемой апофатической теологии. Сразу же оговоримся, что это не единственная форма реализации апофатизма в христианской культуре.
Остановимся на данном моменте подробнее.
Развитие апофатического богословия происходит внутри совершенно иного мира. Для христианина бог – изначально личность, а мир, им сотворённый, – это результат божественной деятельности. Соответственно, освобождая место для бытийных интуиций, он пытается увязать реальность человеческой деятельности с реальностью божественной деятельности. Как таковая апофатическая установка разворачивается здесь в пространстве не антиномичном, как в античную эпоху, а гомологичном. Соответственно, перед исихастом стоит задача скорее развития связи между двумя планами бытия, чем освобождения пространства для качественно новой формы реальности, что было характерно для эпохи смены цивилизаций. В течение всего того времени, пока апофатизм функционирует внутри развивающегося общества, его функция кардинально отличается от той, которую выполнял философский апофатизм в эпоху неоплатоников. Тогда он обеспечивал трансформацию античной идеологии в христианство, сейчас он просто служит одним из способов развития и укрепления существующей идеологии. Не находясь в мейнстриме общественного сознания, он продолжает существовать как своеобразная религиозно-философская традиция, полезная для отдельных наиболее ревностных искателей божественной благодати, но не более того.
Раннее христианство, будучи современником множества религиозных и мистических традиций, не могло пройти мимо тех достижений и идей, которые вырабатывались в рамках этих традиций. В частности, идеи и интуиции, развиваемые в рамках неоплатонизма, нашли отклик в сердцах религиозных виртуозов эпохи становления христианства. Но неоплатонизм включал в себя не только теоретическую часть, но и, так сказать, практическую – определённый набор более или менее разработанных, оригинальных и заимствованных психотехник, к которым прибегали античные философы с целью достижения состояний богообщения. Естественно, что христиане знали об этих техниках и не отказывались от их применения в сугубо религиозных целях; сразу же оговоримся, что это не единственная психотехническая система, использовавшаяся ранними христианами.
Однако неоплатонизм интересен прежде всего сочетанием тщательно разработанной теоретической интерпретации результатов бытийного опыта и эффективной психотехники. Будучи продуктом развития

Останні події

24.05.2025|13:24
Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
24.05.2025|13:19
У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
24.05.2025|13:15
«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
23.05.2025|09:25
Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
20.05.2025|11:40
Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
16.05.2025|15:50
«Танго для трьох»: він, вона і кґб
15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»


Партнери