Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

неоплатонизма является факт его значительного влияния на возникавшие в данном регионе монотеистические религии. Из истории известно, что неоплатонизм широко использовался в раннем христианстве, к нему обращались Отцы Церкви, обосновывая христианские догматы.
Забавно, что, несмотря на тот факт, что большинство видных неоплатоников, может быть, за исключением Плотина, были настроены антихристиански, объективно их учение (точнее, воплощённая в учении установка на признание суверенности бытийного опыта перед лицом разума) способствовало тому, что христианство стало частью позднеантичной культуры, что и позволило тогдашней Европе пережить кризис и перейти к новому этапу развития в эпоху Средневековья. В контексте влияния неоплатонизма на идеологическую сферу постантичного общества весьма показательна судьба Августина Блаженного, человека, который оказал огромное влияние на становление и формирование христианства. Будучи воспитанным на античной традиции и ориентируясь на её основные ценности, он не мог не ощущать того факта, что античная идеология уже была не в состоянии дарить своим последователям чувство спасения и катарсиса. Августин ищет выход из этой ситуации и находит его благодаря философии неоплатоников. Восприятие христианства сквозь призму неоплатонизма позволило ему принять основные интуиции христианской традиции и вписать их в контекст античной культуры. Косвенным свидетельством эффективности такого синтеза может служить тот факт, что при написании своих работ он постоянно опирался на античную культурную традицию. В его центральной работе «О Граде Божьем» цитируется не менее тридцати пяти античных авторов, из них Варрон – не менее 210 раз, Вергилий – не менее 85 раз, Цицерон – не менее 45 раз, Апулей – 27 раз, Платон – 20 раз. В трактате множество античных реминисценций и пересказов отдельных идей античных писателей (в частности, Плотина), правда, Библия цитируется не менее 1400 раз. Разумеется, Августин – это только один, пусть и яркий пример. Воплощённая в неоплатонизме установка на приоритет бытийного опыта и описание основных параметров этого опыта не могла не вызвать сочувствия среди христиан, активно искавших рациональный, объяснительный каркас для своей, тогда ещё во многом непосредственной веры. Они активно прибегали к неоплатонизму как средству развития теологии христианства, что, в свою очередь, облегчало вписание христианства в античный контекст. Известный религиевед замечает по этому поводу: «Думается, что возможность широчайшего влияния неоплатонизма на христианскую мысль в конечном счете обусловливалась типологической близостью и подобием религиозных переживаний теософа-неоплатоника и христианского аскета. Близость типов опыта обусловила близость языков его описания и возможность самых разнообразных заимствований и взаимовлияний»61.
Хорошо известно о влиянии, оказанном на раннее христианство неоплатониками из Александрии, в частности Филоном Александрийским.
Подводя итоги, можно сказать, что неоплатонизм способствовал вписанию христианства в культурный и идеологический контекст античного общества и тем самым открывал дорогу для конструктивной трансформации античной идеологии. Взаимодействие неоплатонизма и христианства происходило по двум направлениям: от неоплатонизма к христианству и от христианства к неоплатонизму. Нужно специально отметить, что христианизация античной культуры и идеологии была бы невозможна без принятия апофатической установки, разработанной в неоплатонизме.
Неоплатонизм сложным образом взаимодействовал и с исламом, повлияв на развитие арабской философии. Показательно, что и сам неоплатонизм эволюционирует в сторону сближения с религией. Так, уже Порфирий наряду с разработкой сугубо теоретических вопросов значительное место уделяет вопросам достижения состояния богообщения, при нём в неоплатонизм проникают элементы религиозной практики. Ещё дальше пошел Ямвлих, ученик Порфирия, в его версии неоплатонизм включает в себя элементы религиозного культа в качестве полноправного компонента.
Итак, вершиной развития философского апофатизма стало учение Плотина. Можно сказать, что Плотин воплотил в себе основное противоречие позднеантичной эпохи. Это противоречие между философским рационализмом и бытийным откровением. Будучи великим философом, он не мог не испытывать почтения к разуму и систематическому философствованию. Пытаясь же выразить философским языком свои мистические интуиции, он убедился в ограниченности арсенала античного рационализма и пришёл к выводу, что наиболее адекватной позицией дискурсивного разума по отношению к бытийному опыту должен стать апофатизм. Значительно позже Л.Витгенштейн определил эту позицию следующим образом: «О чём невозможно говорить, о том следует молчать». Плотин анализирует те противоречия, с которыми сталкивается разум при попытке исследования бытийного опыта, и приходит к выводу, что в своём приближении к бытию дискурсивное мышление может дойти лишь до констатации противоречий, дальнейшее движение

Останні події

01.05.2025|16:51
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
01.05.2025|10:38
В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина


Партнери