Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Лілі МарленСергій Жадан
так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
Завантажити

превосходит рассудок, что созерцает и знает не только то, что есть в нём, но и самого себя. А если бы кто-нибудь возразил, дескать, что же мешает нам допустить, что рассудок посредством другой душевной способности сознаёт всё, что в нём содержится, то мы ответим: мешает то, что в этом случае это был бы не рассудок, но чистый дух»57.
Можно по-разному относиться к его аргументации, можно пытаться найти некие логические несвязности в его доводах или, наоборот, усилить его положения, но, на наш взгляд, в этом нет необходимости. Из текстов ясно, что любая аргументация здесь не более чем симптом, а не реальная попытка докопаться до истины, симптом, указующий на то, что та форма рациональности, которую мы связываем с античным миром, не в состоянии ухватить живую жизнь священного и передать его энергию на уровень человека. Поэтому довольно наивными выглядят попытки строгого и тщательного анализа аргументов Плотина; этим, конечно, можно заниматься, но тем самым мы уходим от главного, что содержится в его текстах. А главное для него – сообщение о том, что человек той эпохи уже не в состоянии связать свой опыт в качестве существа бытийствующего с опытом человека деятельностного. И самые изощрённые и тонкие доказательства уже ничего не изменят по сути. Если вы докажете, что бог – это, к примеру, шар, то что это даст для человеческого самочувствия? А ровным счётом ничего. Человеку от этого не будет ни холодно, ни жарко. Точно так же, если вы докажете, что человек проживает в лучшем из миров и в силу этого обстоятельства он должен быть счастлив, это не прибавит ему ни толики счастья. Между тем так было не всегда, на заре становления античной философии рациональное мышление было непосредственно связано с великими и вечными символами, питалось их энергией и само наполняло их своей силой. В то время мышление было своеобразной формой теургии, и философы, предававшиеся размышлениям, нередко впадали в транс и экстаз, иногда дело доходило и до поллюций. Спасение человека напрямую связывали с развитием его способности к философским размышлениям и в них видели высшее предназначение человека в жизни. Философское созерцание провозглашалось наиболее достойной формой времяпрепровождения. Платон неоднократно замечал, что, предаваясь философствованию, человек созерцает высшее благо и обретает счастье. Совсем другая ситуация во времена Плотина – размышления по-прежнему важны и нужны, огромная часть человеческой жизни регулируется рассудочными актами, но в самой философии размышления уже не в состоянии открыть непосредственный доступ к абсолюту, всё, что им остаётся, – это комментарий постфактум. Наоборот, Плотин утверждает, что для того, чтобы познать божество, человек должен отрешиться от своей способности к рассудочному мышлению и попытаться включить способность к созерцанию. Он пишет: «Таким образом, для человека возможно двоякое самопознание: или он познаёт и сознаёт себя только как дискурсивный разум, составляющий главную силу души, или он, восходя до духа, познаёт и сознаёт себя совсем иначе, а именно, соединяясь с духом и мысля себя в его свете, сознаёт себя уже не как человека, а как иное, высшее существо; человек в этом случае как бы восхищается, воспаряет в высшую сверхчувственную область той лучшей своей частью, которая способна, словно на крыльях, взлетать в область чистого духа и сохранять в себе то, что там увидит»58. И далее конкретизирует: «Очевидно, что для полноты самопознания он должен быть себе известен, как мыслящий и познающий субъект и, вместе с тем, как то, что им мыслится и познаётся. Вопрос только в том, какие именно вещи им мыслятся и познаются: если это только образы или отпечатки сущностей, то в этом случае он самих сущностей в себе не имеет, а если он имеет в своём познании и сами сущности, то это не потому, что замечает их впервые лишь после того, как сам себя различает и разделяет на части, а потому, что и до этого различия и разделения имеет их в себе и созерцает. Другими словами, тут должно быть тождество созерцающего и созерцаемого, мыслящего Духа и мыслимых вещей, потому что без такого тождества для Духа полная истина не достигаема; если бы Дух обладал не самими реальными сущностями, а лишь их образами, которые представляют собой нечто иное, чем сами сущности, тогда он сам не был бы чистой и полной истиной. Истина лишь тогда есть истина, когда утверждаемое ею не отличается от бытия того, что утверждается, когда она содержит в себе и говорит именно то, что есть. А это значит, что с одной стороны мыслящий Дух, а с другой – мыслимое и сущее – суть одно и то же, то есть первое сущее и первый Дух, обладающий всем истинно-сущим, или, точнее, тождественный с ним»59.
Ирония истории заключается в том, что всё развитие греческой мысли проходило под знаком освобождения от власти недискурсивных мифологических способов концептирования с тем, чтобы на заключительном этапе своего существования строго обосновать необходимость возвращения к, казалось бы, давно оставленным способам духовной активности.

Останні події

17.10.2025|18:42
Екранізація бестселера Андрія Куркова «Сірі бджоли» виходить у прокат: спецпоказ у «Жовтні» з творчою групою
17.10.2025|17:59
"Основи" презентують "Довгу сцену": Театральна серія відкриває трагічну історію "Маклени Граси" Куліша та її сучасний римейк Ворожбит
17.10.2025|16:30
Стартував передпродаж «Книги Еміля» — нового роману Ілларіона Павлюка
17.10.2025|14:19
Подвійний культурний десант: Meridian Czernowitz везе зірок літератури в Одесу та Миколаїв
17.10.2025|13:53
Книжковий фестиваль “Книга-Фест 2025” в Ужгороді: книжкові новинки та незвичні інтерактиви від Нацгвардії
17.10.2025|11:34
"Книжки, черепахи й відьми": Володимир Аренєв прочитає лекцію про Террі Пратчетта у Києві
17.10.2025|10:37
Їжа, фейки і дипломатія: Дмитро Кулеба презентує книги в Луцьку
17.10.2025|10:28
Четверо українських письменників – серед номінантів на престижну Премію Астрід Ліндґрен 2026 року
17.10.2025|09:14
У США помер письменник, співзасновник Нью-Йоркської групи Юрій Тарнавський
16.10.2025|18:12
Культові "Шахмати для дибілів" та Абсурд Сучасності: Розмова з Михайлом Бринихом у "Сенсі"


Партнери