Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Завантажити

превосходит рассудок, что созерцает и знает не только то, что есть в нём, но и самого себя. А если бы кто-нибудь возразил, дескать, что же мешает нам допустить, что рассудок посредством другой душевной способности сознаёт всё, что в нём содержится, то мы ответим: мешает то, что в этом случае это был бы не рассудок, но чистый дух»57.
Можно по-разному относиться к его аргументации, можно пытаться найти некие логические несвязности в его доводах или, наоборот, усилить его положения, но, на наш взгляд, в этом нет необходимости. Из текстов ясно, что любая аргументация здесь не более чем симптом, а не реальная попытка докопаться до истины, симптом, указующий на то, что та форма рациональности, которую мы связываем с античным миром, не в состоянии ухватить живую жизнь священного и передать его энергию на уровень человека. Поэтому довольно наивными выглядят попытки строгого и тщательного анализа аргументов Плотина; этим, конечно, можно заниматься, но тем самым мы уходим от главного, что содержится в его текстах. А главное для него – сообщение о том, что человек той эпохи уже не в состоянии связать свой опыт в качестве существа бытийствующего с опытом человека деятельностного. И самые изощрённые и тонкие доказательства уже ничего не изменят по сути. Если вы докажете, что бог – это, к примеру, шар, то что это даст для человеческого самочувствия? А ровным счётом ничего. Человеку от этого не будет ни холодно, ни жарко. Точно так же, если вы докажете, что человек проживает в лучшем из миров и в силу этого обстоятельства он должен быть счастлив, это не прибавит ему ни толики счастья. Между тем так было не всегда, на заре становления античной философии рациональное мышление было непосредственно связано с великими и вечными символами, питалось их энергией и само наполняло их своей силой. В то время мышление было своеобразной формой теургии, и философы, предававшиеся размышлениям, нередко впадали в транс и экстаз, иногда дело доходило и до поллюций. Спасение человека напрямую связывали с развитием его способности к философским размышлениям и в них видели высшее предназначение человека в жизни. Философское созерцание провозглашалось наиболее достойной формой времяпрепровождения. Платон неоднократно замечал, что, предаваясь философствованию, человек созерцает высшее благо и обретает счастье. Совсем другая ситуация во времена Плотина – размышления по-прежнему важны и нужны, огромная часть человеческой жизни регулируется рассудочными актами, но в самой философии размышления уже не в состоянии открыть непосредственный доступ к абсолюту, всё, что им остаётся, – это комментарий постфактум. Наоборот, Плотин утверждает, что для того, чтобы познать божество, человек должен отрешиться от своей способности к рассудочному мышлению и попытаться включить способность к созерцанию. Он пишет: «Таким образом, для человека возможно двоякое самопознание: или он познаёт и сознаёт себя только как дискурсивный разум, составляющий главную силу души, или он, восходя до духа, познаёт и сознаёт себя совсем иначе, а именно, соединяясь с духом и мысля себя в его свете, сознаёт себя уже не как человека, а как иное, высшее существо; человек в этом случае как бы восхищается, воспаряет в высшую сверхчувственную область той лучшей своей частью, которая способна, словно на крыльях, взлетать в область чистого духа и сохранять в себе то, что там увидит»58. И далее конкретизирует: «Очевидно, что для полноты самопознания он должен быть себе известен, как мыслящий и познающий субъект и, вместе с тем, как то, что им мыслится и познаётся. Вопрос только в том, какие именно вещи им мыслятся и познаются: если это только образы или отпечатки сущностей, то в этом случае он самих сущностей в себе не имеет, а если он имеет в своём познании и сами сущности, то это не потому, что замечает их впервые лишь после того, как сам себя различает и разделяет на части, а потому, что и до этого различия и разделения имеет их в себе и созерцает. Другими словами, тут должно быть тождество созерцающего и созерцаемого, мыслящего Духа и мыслимых вещей, потому что без такого тождества для Духа полная истина не достигаема; если бы Дух обладал не самими реальными сущностями, а лишь их образами, которые представляют собой нечто иное, чем сами сущности, тогда он сам не был бы чистой и полной истиной. Истина лишь тогда есть истина, когда утверждаемое ею не отличается от бытия того, что утверждается, когда она содержит в себе и говорит именно то, что есть. А это значит, что с одной стороны мыслящий Дух, а с другой – мыслимое и сущее – суть одно и то же, то есть первое сущее и первый Дух, обладающий всем истинно-сущим, или, точнее, тождественный с ним»59.
Ирония истории заключается в том, что всё развитие греческой мысли проходило под знаком освобождения от власти недискурсивных мифологических способов концептирования с тем, чтобы на заключительном этапе своего существования строго обосновать необходимость возвращения к, казалось бы, давно оставленным способам духовной активности.

Останні події

24.05.2025|13:24
Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
24.05.2025|13:19
У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
24.05.2025|13:15
«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
23.05.2025|09:25
Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
20.05.2025|11:40
Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
16.05.2025|15:50
«Танго для трьох»: він, вона і кґб
15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»


Партнери