
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Катарсический эффект такого действа достигался за счёт самоотождествления с впавшим в транс участником ритуала. Тот факт, что большинство участников ритуала занимали пассивно-созерцательную позицию, как раз и свидетельствует о том, что достижение бытийных переживаний становится проблемой и уже недоступно большинству, которое нуждается в посредниках, ведущих его к бытийному опыту47. Именно такой принцип воплощён в религиозной практике монотеизма, там тоже существует группа избранных, имеющих непосредственный доступ к бытийному опыту, и значительно большая группа внемлющих и сопереживающих. Существует ещё одно важное обстоятельство, которое обусловливает отношение к новым религиям на этапе их выхода на арену общественного сознания. Это их оппозиционный статус по отношению к официальной идеологии. Старая идеология теряет свои силы не сразу, ослабление её катарсических способностей не означает автоматического исчезновения идеологии. Во-первых, она связана с целым рядом общественных институтов, и её существование во многом определяется логикой социальных процесов в обществе; во-вторых, за ней стоят успехи человеческой деятельности, которые её в свое время и легитимизировали, соответственно, отказ от старой идеологии часто воспринимается как угроза для деятельности, что, конечно же, неприемлемо для современников.
Проиллюстрируем эти соображения на исторических примерах. Поздняя Античность характеризуется кризисом традиционной идеологии, древние боги всё более ассоциировались с государством и в поклонении им усматривали проявление политической лояльности граждан. Попытки оживления древних верований, неоднократно предпринимаемые в поздней Античности, ни к чему не привели. Античная идеология как способ разрешения мировоззренческих проблем уже не работала. Но принятие новой альтернативной идеологии наталкивалось на то обстоятельство, что на основе прежней идеологии было возведено всё здание античного мира и отказ от неё воспринимался как угроза античным достижениям в сфере организации человеческого общества и деятельности, достижениям, которыми по праву гордились античные люди. К этому времени сложилась мощная рациональная традиция, в основе которой лежала уходящая идеология, естественно, что попытки утверждения новой идеологии наталкивались на сознательное и бессознательное сопротивление со стороны античного рационализма. До нас дошло множество свидетельств рациональной критики христианства, предпринятой видными античными мыслителями. Но потребность в новой идеологии была столь сильна, что превозмогала любые рациональные резоны против неё, её способность даровать человеку опыт бытия была значительно важнее, чем любые доводы разума, в этих условиях рационализму не оставалось ничего другого, кроме отступления перед лицом новой, набирающей силу духовной эпохи. Тем более, что к этому моменту становится вполне различимой и понятной ограниченность античного рационализма. В результате в античной философии, этой представительнице высокой античной культуры, складывается мощная апофатическая традиция, позволяющая использовать новую идеологию и в то же время сохранять достижения традиционного античного рационализма, по крайней мере до того момента, пока не произойдёт рациональное освоение новых мировоззренческих интуиций. На деле так и получилось. Стоило Отцам Церкви соединить античную философию с христианством – и апофатизм отошёл на второй план. Отошёл, но не исчез. И как только христианство попало в ситуацию, аналогичную той, в которой находилась античная идеология в период утверждения христианства, в европейской культуре сразу же возобладал интерес к апофатизму, который, в свою очередь, сошёл на нет в момент становления рационализма Нового времени, сумевшего приручить и использовать те мировоззренческие интуиции, которые пришли на смену средневековой идеологии. В свою очередь, кризис идеологии Нового времени породил новый всплеск интереса к апофатизму как единственной адекватной позиции разума в период перехода от одной мировоззренческой парадигмы к другой. Именно с проявлениями этого процесса (феномена) мы и сталкиваемся сегодня.
Итак, всякий раз, когда человечество сталкивается с дефицитом бытийного опыта, оно ищет новые пути к бытию и в конце концов находит. Процесс социальной адаптации новой идеологии предполагает её взаимодействие с бытующими в культуре рациональными традициями. Такое взаимодействие проходит два этапа. На первом этапе преобладает апофатическая установка, открывающая возможность для сосуществования новой мировоззренческой парадигмы и рациональных элементов прежней идеологии. По мере рационального освоения новой мировоззренческой парадигмы апофатизм сменяется новым рационализмом, осваивающим новые мировоззренческие установки.
Мы можем выделить три основные формы апофатизма, соответствующие трём ведущим типам рациональности, с которыми взаимодействовала новая идеология. Это – апофатическая философия Античности, апофатическое богословие средних веков и апофатическая антропология
Останні події
- 24.05.2025|13:24Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
- 24.05.2025|13:19У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
- 24.05.2025|13:15«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
- 23.05.2025|09:25Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»