Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

счастье возможно и в этой жизни, обусловили такую черту мировоззрения Нового времени, как оптимизм. Всё выглядело таким образом, что новое мировоззрение поддерживало энтузиазм человеческой деятельности и само же подпитывалось им. Казалось, что именно успехи в науке и технике обусловили веру человека в прогресс и грядущее счастье. Альберт Швейцер так описывал мироощущение той эпохи: «Следовательно, миро- и жизнеутверждение оказывается в состоянии добиться признания в Новое время не потому, что оно в эпоху Ренессанса оформляется в продуманное мировоззрение. Если ему вплоть до XVIII века, когда оно приходит к победе, удаётся противостоять воздействию коренящегося в средневековом мышлении и христианстве миро- и жизнеотрицания, то оно обязано этим неуклонному прогрессу теоретического познания и практики. В лице последних новый склад мышления обретает опору, которая не только не поддаётся внешним воздействиям, но, наоборот, с течением времени становится всё более прочной. Так как научное познание невозможно задержать и подавить, господствующей становится вера во всесилие истины. Поскольку становится всё более очевидным, что в природе всё подчиняется целесообразной закономерности, рождается глубокое убеждение в том, что условия существования общества и человечества также поддаются реорганизации на разумной и целесообразной основе. Человек обретает всё большую власть над природой, и для него мало-помалу становится само собой разумеющимся, что достижение совершенства и в других областях является лишь вопросом достаточно сильного желания и умения правильно взяться за дело»83. Однако несмотря на то, что описанный выше эффект безусловно имел место и оказывал своё воздействие на характер мировоззрения Нового времени, причина просвещенческого оптимизма лежит несколько глубже. Лежащее в основании новой идеологии представление о том, что через человеческую деятельность человеку открывается доступ к тотальности бытия, превращало деятельность в своего рода теургию, а кажущаяся подконтрольность и прозрачность человеческой деятельности, её подвластность человеческому рассудку рождали представление о богоравности человека, творящего новый мир по своему разумению.
Такое самовосприятие стало следствием развития человеческой деятельности, предполагающей всё большую автономизацию индивида и ослабление традиционных механизмов, обеспечивающих связь человека с сакральными измерениями человеческого существования. Личностное существование человека предполагает разотождествление с какими бы то ни было общественными институтами, соответственно те формы трансляции бытийного опыта, которые обеспечивались этими институтами, теряют свою эффективность, и человек стремится восстановить утраченную связь с бытием путём опоры на собственные силы. В результате такой работы возникает мировоззрение Нового времени, ставившее во главу угла человеческую личность и провозгласившее человеческую деятельность основным путём к освобождению.
Человек проникся ощущением, что через деятельность он получит доступ ко всем измерениям реальности, а реальность, понятая как тотальность сущего, дарует ему связь с абсолютом.
При этом произошло неизбежное смешение деятельностной субперсоналии «человек» (личности) со всем объёмом человеческого, что, разумеется, не верно. И, кроме этого, человек отождествил реальность вообще с той частью реальности, которая становится доступной ему через деятельность, а сама деятельность начала рассматриваться как единственно адекватный способ связи человека с реальностью. Подобное представление совсем не удивительно. Дело в том, что именно благодаря развитию человеческой деятельности человек, собственно говоря, и смог обрести тот уровень автономности, который сделал возможным его самоопределение в качестве суверенного и свободного субъекта истории. Поэтому вполне понятной становится та деятельностная акцентуация, которую мы наблюдаем в идеологии Нового времени, с ней же связана и уязвимость этой идеологии. Достигнутый в новой идеологии баланс между деятельностным разумом и бытийным опытом позволил ей выполнять свои мировоззренческие функции в течение достаточно длительного времени. Однако по мере роста отчуждения и соответственно превращения деятельности в силу, противостоящую человеку, понимание деятельности как пути к абсолюту становится всё более и более проблематичным, что приводит к ослаблению, а в конце концов и к утрате этой идеологией своего катарсического потенциала.
Если верно то, что человечество стоит перед лицом системного кризиса и выход из кризиса предполагает качественные изменения в системе социальной организации и практики, то существование человека в новых условиях требует принципиально новой идеологической парадигмы. Характер этой парадигмы ещё не ясен, но представление о некоторых наиболее фундаментальных её особенностях можно почерпнуть из анализа положения, в котором находится нынешняя идеология. Идеология, пришедшая на смену средневековой, безусловно, эволюционировала. И мировоззрение

Останні події

01.05.2025|10:38
В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»


Партнери