Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Завантажити

таящий в себе высшую тайну мира и человека. Тем самым они отходили от характерного для Нового времени представления о том, что человеку доступно всё богатство бытия. Бенедетто Кроче следующим образом характеризовал романтизм: «Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту»84. Романтики стремились освободить человеческий дух от сковывающих условий буржуазного бытия, построенного на основе принципов рационализма. В центре их внимания находятся процессы творчества в качестве той зоны человеческой активности, которая пока ещё не подверглась омертвляющему влиянию рационализма. Они остро переживают «разорванность» человеческого существования в современном им обществе. Переживаемый ими конфликт с реальностью и ностальгия по утраченному «золотому веку» пронизывают их творчество. Чувственность, интуиция, созерцание оцениваются выше, чем разум. Для романтизма типичными являются декларации о том, что поэт, художник, артист (как деятель искусства) понимают мир глубже, чем учёный, прежде всего потому, что опираются на синтетическую силу образов, учёный же стеснён жёсткими рамками формальной рациональности дискурсивного мышления.
В лице романтиков буржуазная идеология впервые столкнулась с критикой, направленной на её центральные положения – рационализм и деятельность. Отказ от признания разума в качестве высшей формы человеческого духа и неприятие положения об универсальном характере человеческой деятельности в дальнейшем стали визитными карточками такой критики. Дальнейшее развитие критики рационализма связано с такими именами, как А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон. Теоретическая критика идеологии Нового времени шла рука об руку с разочарованием в социальной действительности и перспективах человеческого развития. Ф.Ницше следующим образом выразил своё видение будущего: «Быть может, уже всё человечество есть лишь одна ограниченная во времени фаза в развитии определённого животного вида – так что человек возник из обезьяны и снова станет обезьяной, причём нет никого, кто бы был заинтересован в странном исходе этой комедии. Как с падением римской культуры и под влиянием его важнейшей причины – распространения христианства – наступило всеобщее обезображение человека в пределах римской культуры, так с каким-либо позднейшим упадком всей земной культуры может наступить ещё большее обезображение и, наконец, озверение человека, вплоть до уровня обезьяны. Именно потому, что мы можем представить себе эту перспективу, мы, быть может, в состоянии предупредить такой конец истории»85.
И такое мироощущение было отнюдь не редкостью для того времени, Ф.Ницше лишь наиболее ярко и талантливо отразил его.
Своеобразной реакцией рационализма на звучавшую в его адрес критику стали такие идеологические направления, как марксизм и позитивизм.
Марксисты исходили из того, что те трудности, с которыми столкнулся проект Нового времени, не означают, что человек не сможет обрести спасения при помощи деятельности. Они утверждали, что разум ещё не сказал своего решающего слова. И соединение истинной теории с социальным движением в состоянии изменить мир в лучшую сторону.
Позитивисты, в свою очередь, считали, что виноват не столько разум, сколько его неверное применение, и разработка строгих процедур его использования позволит избегать ошибок и тем самым вернёт разуму его незаслуженно потерянное место. Позитивизм оказал огромное влияние на развитие науки и во многом определил мировоззрение учёных.
В целом можно констатировать, что, несмотря на выявившиеся в XIX веке негативные тенденции в развитии буржуазного общества, несмотря на серьёзную и систематическую критику основных положений буржуазной идеологии, предпринятую в работах целого ряда философов, рационализм и вера в человеческую деятельность и прогресс всё ещё оставались ведущими мировоззренческими установками, вера в блага цивилизации и прогресса по-прежнему была непоколебима. Развитие науки и техники и связанные с этим достижения в здравоохранении, повышение комфортности человеческого существования, долгий период мира во второй половине XIX века – всё это настраивало обывателей на оптимистический лад.
Ситуация резко меняется в начале XX века, все те тенденции, которые ранее были доступны лишь умам аналитиков и не оказывали никакого влияния на общественное сознание, обостряются, выходят на поверхность и становятся доступными для массового восприятия. В обществе воцаряются настроения пессимизма и разочарования. Они находят своё воплощение в искусстве, изменяют массовые жизненные ориентации и практики индивидов. Достоянием широкой общественности становятся идеи и представления, ещё недавно бытовавшие в узком кругу теоретиков. В это время издаётся и приобретает огромную популярность работа О.Шпенглера «Закат Европы». Будучи отнюдь не вершиной научного анализа и во многом опираясь на выводы предшественников, если не повторяя их, эта

Останні події

24.05.2025|13:24
Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
24.05.2025|13:19
У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
24.05.2025|13:15
«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
23.05.2025|09:25
Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
20.05.2025|11:40
Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
16.05.2025|15:50
«Танго для трьох»: він, вона і кґб
15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»


Партнери