
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
меньше следов культурно-исторической специфичности они на себе несут и тем легче их использовать в практически любой ситуации, с которой сталкивается современный человек.
Казалось бы, открытие того факта, что мы имеем доступ к практически неограниченному арсеналу мировоззренческих интуиций, открывает дорогу к выработке нового мировоззрения, учитывающего реалии человеческого существования в современном, далеко не совершенном мире. Но не всё так просто. Принятие и осмысление новых мировоззренческих интуиций наталкивалось на сопротивление со стороны того типа рациональности, который сформировался в культуре буржуазного общества. Новые мировоззренческие интуиции не вписываются в ту картину мира, из которой вырос и которую поддерживает актуально существующий тип рациональности. Ситуация усугубляется ещё и тем фактом, что нынешний господствующий тип рациональности принципиально отличается от предыдущих форм рациональности. И отличие это заключается прежде всего в том, что нынешняя рациональность плотно связана с техникой, в успехах которой она находит дополнительное обоснование своей адекватности и легитимности. Соответственно, рациональная цензура со стороны существующего мировоззрения осуществляется не только на идеологическом уровне, но и на уровне человеческого существования. Жизнь в индустриальном обществе предполагает, что техника заполняет весь мир человека. Человек сталкивается с ней практически везде. Техника используется и в частной сфере, и в производстве, и в публичной жизни. Техника опредмечивается не только в машинах и механизмах, но и в определённых необъективированных алгоритмах взаимодействия с людьми, обществом и государством. Знание законов построения технических систем становится жизненно важным условием успешного функционирования как общества в целом, так и отдельного человека. Мир техники предстаёт некой второй объективностью, диктующей человеку свои условия и не считающейся с его реакцией на эти условия. Человек не может не видеть, что рациональность построена на тех же принципах, что и современная техника, он сначала усваивает их необходимость, силу и действенность из собственного опыта бытия в мире и лишь позже, и то не всегда, происходит ознакомление с теорией, стоящей за этими принципами. Естественно, что в этих условиях рациональность становится синонимом адекватности, совершенства и объективности и отказ от сложившейся рациональности предстаёт намного более сложной задачей, чем в предыдущие эпохи. Легитимизация новых мировоззренческих интуиций только на том основании, что их переживание снимает определённые экзистенциальные проблемы, становится невозможной. Современный человек настолько самоотождествляется со своей сознательной, построенной на рациональной основе субперсоналией, известной как личность, что готов рассматривать как неадекватные любые интуиции, не соответствующие актуально существующей форме рациональности, пусть даже они самым тесным и непосредственным образом связаны с его становлением в качестве человека. Тот факт, что тип рациональности, который мы связываем с развитием буржуазного общества, функционирует не только в мировоззренческой, но и в производственной сфере, означает, что реализация апофатической установки в нынешних условиях представляет собой дело гораздо более сложное, чем в предыдущие эпохи. Как мы помним, основным мотивом, который привёл античных мыслителей к принятию апофатической установки, был факт невозможности переживания бытийного опыта без отключения дискурсивного мышления. Ренессансный опыт апофатизма базировался на сходной системе мотивации, только использованной в реверсном режиме. Ренессансные мыслители не могли сосредоточиться на мирской деятельности, сулившей им приобщение к высшим тайнам бытия, без того, чтобы отказаться от богословской системы рациональности, рассматривающей мир как творение божества, которое, соответственно, не обладает статусом полной реальности. В обоих случаях побудительным мотивом к принятию апофатической установки была её продуктивность при решении мировоззренческих проблем. В наше время только такой мотивации недостаточно, видимо, необходимым условием принятия апофатической установки должна быть не только её мировоззренческая продуктивность, но и определённое «научное» обоснование ограниченности существующего типа рациональности, и демонстрация возможностей технического использования новых типов рациональности, и не просто использования, а более эффективного, с точки зрения обеспечения человеческого существования, использования. Можно предположить, что реализация апофатической установки в современной культуре предполагает серьёзные рефлексивные усилия, призванные продемонстрировать ограниченность тех представлений о человеческом разуме, которые лежат в основании того типа идеологий, которые сопровождают становление и развитие индустриального общества. С этой точки зрения безусловный интерес представляет критика так называемой теории сознания, предпринятая в философии XX века.
Прежде всего очертим
Останні події
- 24.05.2025|13:24Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
- 24.05.2025|13:19У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
- 24.05.2025|13:15«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
- 23.05.2025|09:25Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»