
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
современный человек, фактически представляет собой объективацию рациональной установки, и культурной актуализации апофатизма явно не достаточно для утверждения нового мировоззрения. Необходимы веские объективные основания для отказа от нынешнего типа рациональности. Очевидно, что только изменения в характере человеческой жизнедеятельности, которые, с одной стороны, выявят ограниченность бытующего ныне рационализма, а с другой – объективно потребуют от человека разработки и утверждения нового типа рациональности, способны освободить место для нового мировоззрения и способствовать возникновению на его основе нового типа рациональности. И такие изменения происходят. Укажем прежде всего на вызванные развитием индустриального общества экологические проблемы. Не подлежит сомнению, что нынешней кризисной ситуацией в этой сфере мы в значительной мере обязаны развитию индустриального общества и воплощению в жизнь его рационалистических принципов. Неспособность же разрешить нынешний экологический кризис при помощи этих принципов свидетельствует об ограниченности современной формы рациональности. Без ложного пафоса можно сказать, что выживание человечества зависит от того, сможет ли оно принять новое мировоззрение и выработать на его основе новый тип рациональности. На повестке дня стоит такой тип рациональности, в основе которого лежало бы представление о том, что человек един с миром и их взаимодействие должно носить характер органического сосуществования (быть экологичным), а не сводиться к покорению мира человеком.
Можно констатировать, что развитие того цивилизационного проекта, который мы связываем с революцией Нового времени, подошло к своим границам и привело к целому ряду негативных результатов, которые позволяют говорить о том, что современное нам общество находится в состоянии системного кризиса, одно из проявлений которого – неспособность бытующей мировоззренческой парадигмы обеспечивать человека средствами для разрешения насущных смысложизненных (экзистенциальных) проблем. Стремясь к нахождению путей разрешения этих проблем, современный человек обращается к альтернативным мировоззренческим интуициям. Однако их принятие и использование затруднено тем обстоятельством, что нынешняя форма рациональности, выросшая из мировоззрения Нового времени и выполняющая по отношению к нему охранительную функцию, препятствует ассимиляции новых альтернативных мировоззренческих интуиций. Будучи поставленным перед ситуацией выбора между работающим, но опирающимся на новые интуиции, мировоззрением и официальной идеологией с присущей ей формой рациональности, современный человек выбирает первое. Для этого он актуализирует апофатическую установку, позволяющую ему нейтрализовать воздействие существующей формы рациональности и открыть дорогу к бытийному опыту. В результате создаются предпосылки для формирования нового мировоззрения и взращивания на его основе новой формы рациональности, способной обеспечить человека средствами для дальнейшего развития в новых условиях. Параллельно с этим, так сказать, гуманитарно мотивированным запросом на апофатическую установку существует вполне объективная потребность в становлении нового типа мировоззрения и рациональности, осознание этого обстоятельства и взаимодействие обоих факторов способствовали тому, что в культурной ситуации XX столетия наметился выраженный апофатический уклон, который привёл к существенному ослаблению мировоззренческого веса рациональности и, как следствие, к активизации попыток выстраивания альтернативных мировоззренческих систем. Можно ожидать, что результатом реализации этих попыток станет появление новой мировоззренческой парадигмы, эмансипирующей «неправильные» с точки зрения господствующего ныне типа рациональности мировоззренческие интуиции, и обеспечит формирование на их основе нового мировосприятия, способного стать базисом иного типа рациональности.
Таким представляется общий ход грядущих событий, вместе с тем нужно специально отметить, что нынешняя ситуация принципиально отлична от тех, с которыми сталкивалось человечество в период эллинизма и Нового времени. Бурное развитие человеческой деятельности, сопровождавшее становление индустриального общества, в полной мере выявило присущие ей негативные моменты и фактически поставило под вопрос дальнейшее существование человечества. Всё выглядит таким образом, что деятельностная эпоха подошла к своему естественному рубежу и дальнейшая история человечества во многом определяется тем, какую позицию по отношению к деятельности оно займёт. Если кризисы эпохи эллинизма и Нового времени преодолевались за счёт изменения характера деятельности и происходили внутри деятельностного мира (эллинизм – переход от античного способа производства к средневековому, Новое время – переход от Средневековья к буржуазному способу производства), то нынешний кризис предполагает изменение позиции человека по отношению к деятельности вообще. Деятельностное дистанцирование, предполагающее принципиальную отделённость человека
Останні події
- 18.10.2025|10:36"Дівчина з кулею": В США вийшла англомовна збірка віршів української поетки Анни Малігон
- 17.10.2025|18:42Екранізація бестселера Андрія Куркова «Сірі бджоли» виходить у прокат: спецпоказ у «Жовтні» з творчою групою
- 17.10.2025|17:59"Основи" презентують "Довгу сцену": Театральна серія відкриває трагічну історію "Маклени Граси" Куліша та її сучасний римейк Ворожбит
- 17.10.2025|16:30Стартував передпродаж «Книги Еміля» — нового роману Ілларіона Павлюка
- 17.10.2025|14:19Подвійний культурний десант: Meridian Czernowitz везе зірок літератури в Одесу та Миколаїв
- 17.10.2025|13:53Книжковий фестиваль “Книга-Фест 2025” в Ужгороді: книжкові новинки та незвичні інтерактиви від Нацгвардії
- 17.10.2025|11:34"Книжки, черепахи й відьми": Володимир Аренєв прочитає лекцію про Террі Пратчетта у Києві
- 17.10.2025|10:37Їжа, фейки і дипломатія: Дмитро Кулеба презентує книги в Луцьку
- 17.10.2025|10:28Четверо українських письменників – серед номінантів на престижну Премію Астрід Ліндґрен 2026 року
- 17.10.2025|09:14У США помер письменник, співзасновник Нью-Йоркської групи Юрій Тарнавський