Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

современный человек, фактически представляет собой объективацию рациональной установки, и культурной актуализации апофатизма явно не достаточно для утверждения нового мировоззрения. Необходимы веские объективные основания для отказа от нынешнего типа рациональности. Очевидно, что только изменения в характере человеческой жизнедеятельности, которые, с одной стороны, выявят ограниченность бытующего ныне рационализма, а с другой – объективно потребуют от человека разработки и утверждения нового типа рациональности, способны освободить место для нового мировоззрения и способствовать возникновению на его основе нового типа рациональности. И такие изменения происходят. Укажем прежде всего на вызванные развитием индустриального общества экологические проблемы. Не подлежит сомнению, что нынешней кризисной ситуацией в этой сфере мы в значительной мере обязаны развитию индустриального общества и воплощению в жизнь его рационалистических принципов. Неспособность же разрешить нынешний экологический кризис при помощи этих принципов свидетельствует об ограниченности современной формы рациональности. Без ложного пафоса можно сказать, что выживание человечества зависит от того, сможет ли оно принять новое мировоззрение и выработать на его основе новый тип рациональности. На повестке дня стоит такой тип рациональности, в основе которого лежало бы представление о том, что человек един с миром и их взаимодействие должно носить характер органического сосуществования (быть экологичным), а не сводиться к покорению мира человеком.
Можно констатировать, что развитие того цивилизационного проекта, который мы связываем с революцией Нового времени, подошло к своим границам и привело к целому ряду негативных результатов, которые позволяют говорить о том, что современное нам общество находится в состоянии системного кризиса, одно из проявлений которого – неспособность бытующей мировоззренческой парадигмы обеспечивать человека средствами для разрешения насущных смысложизненных (экзистенциальных) проблем. Стремясь к нахождению путей разрешения этих проблем, современный человек обращается к альтернативным мировоззренческим интуициям. Однако их принятие и использование затруднено тем обстоятельством, что нынешняя форма рациональности, выросшая из мировоззрения Нового времени и выполняющая по отношению к нему охранительную функцию, препятствует ассимиляции новых альтернативных мировоззренческих интуиций. Будучи поставленным перед ситуацией выбора между работающим, но опирающимся на новые интуиции, мировоззрением и официальной идеологией с присущей ей формой рациональности, современный человек выбирает первое. Для этого он актуализирует апофатическую установку, позволяющую ему нейтрализовать воздействие существующей формы рациональности и открыть дорогу к бытийному опыту. В результате создаются предпосылки для формирования нового мировоззрения и взращивания на его основе новой формы рациональности, способной обеспечить человека средствами для дальнейшего развития в новых условиях. Параллельно с этим, так сказать, гуманитарно мотивированным запросом на апофатическую установку существует вполне объективная потребность в становлении нового типа мировоззрения и рациональности, осознание этого обстоятельства и взаимодействие обоих факторов способствовали тому, что в культурной ситуации XX столетия наметился выраженный апофатический уклон, который привёл к существенному ослаблению мировоззренческого веса рациональности и, как следствие, к активизации попыток выстраивания альтернативных мировоззренческих систем. Можно ожидать, что результатом реализации этих попыток станет появление новой мировоззренческой парадигмы, эмансипирующей «неправильные» с точки зрения господствующего ныне типа рациональности мировоззренческие интуиции, и обеспечит формирование на их основе нового мировосприятия, способного стать базисом иного типа рациональности.
Таким представляется общий ход грядущих событий, вместе с тем нужно специально отметить, что нынешняя ситуация принципиально отлична от тех, с которыми сталкивалось человечество в период эллинизма и Нового времени. Бурное развитие человеческой деятельности, сопровождавшее становление индустриального общества, в полной мере выявило присущие ей негативные моменты и фактически поставило под вопрос дальнейшее существование человечества. Всё выглядит таким образом, что деятельностная эпоха подошла к своему естественному рубежу и дальнейшая история человечества во многом определяется тем, какую позицию по отношению к деятельности оно займёт. Если кризисы эпохи эллинизма и Нового времени преодолевались за счёт изменения характера деятельности и происходили внутри деятельностного мира (эллинизм – переход от античного способа производства к средневековому, Новое время – переход от Средневековья к буржуазному способу производства), то нынешний кризис предполагает изменение позиции человека по отношению к деятельности вообще. Деятельностное дистанцирование, предполагающее принципиальную отделённость человека

Останні події

30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса


Партнери