
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
конфронтирует, – мотивы, которые проблематизируют метафизику как разумную (мыслительную) форму и в конце концов обесценивают. Под пренебрежением аристотелевской линией я имею в виду мышление философского идеализма, которое «метафизически» возвращается к Платону и которое через Плотина и неоплатонизм, Августина и Фому, Кузанца и Пико делла Мирандолу, Декарта, Спинозу и Лейбница достигает Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. А античный материализм и скептицизм, позднесредневековый номинализм и эмпиризм Нового времени являются антиметафизическими встречными движениями, которые остаются, однако, в пределах горизонта мыслительных возможностей метафизики. Разнообразие метафизических установок мышления я могу объединить под одним общим заголовком, поскольку у меня речь идёт – из предложенной перспективы – лишь о трех аспектах. Я детально остановлюсь на мотиве единства философии первоначал, на приравнивании бытия к мышлению и на добродетельном значении теоретического способа жизни. Короче говоря, на отождествляющем мышлении, учении об идеях и сильном понятии о теории. Конечно, эти три момента при переходе к субъективизму Нового времени получают серьёзное преломление»90.
Факт выделения некоего культурного инварианта, присутствующего на всём протяжении человеческой истории с неолита по настоящее время, свидетельствует о том, что представление о единой эпохе в человеческой истории отнюдь не безосновательно и то, что этот инвариант разрушается и заменяется новым, косвенным образом свидетельствует о том, что уходит целая эпоха человеческой истории и человечество стоит у порога новой истории. Уходящая эпоха называлась по-разному, мы остановимся на представлениях, развитых М.Хайдеггером, и вслед за ним будем называть её метафизической. Такое именование тем более уместно, что оно перекликается с хабермасовским анализом метафизического периода в развитии философии.
Общей характеристикой метафизической эпохи является её связь с человеческой деятельностью. Человеческая деятельность, становясь системообразующим фактором человеческого существования, предполагает существенные изменения в строе человеческого сознания: если додеятельностные архаические эпохи характеризуются тем, что человек воспринимает себя в качестве органической части универсума и его мышление по преимуществу синкретично, то развитие деятельности предполагает существенно иную позицию. Человек деятельностный отделяет себя от мира и рассматривает окружающую его действительность как средство для собственного существования, тем самым лишая её статуса самоценности и независимости. Позиция отделённости человека от мира, лежащая в основании человеческой деятельности, не универсальна и может быть реализована только внутри определённого, достаточно ограниченного пространства, а её поддержание предполагает существенное обеспечение со стороны континуальных измерений человека. Будучи объективированной абстракцией, разрывающей единство человека и мира, деятельность может протекать только при условии наличия определённых компенсирующих механизмов, обеспечивающих вписание деятельностных актов в общечеловеческий контекст и символическим образом восстанавливающих деятельностный разрыв в ткани человеческого бытия. Достигаемая в результате иллюзия универсальности деятельностной установки, будучи прагматически полезной, в стратегическом плане не верна, поскольку не учитывает сущностного единства человека и мира и рано или поздно приходит в противоречие с требованиями момента. Противоречие это, будучи изначально присущим деятельности, в полной мере проявляется в тот исторический момент, когда деятельность приобретает такой масштаб и уровень общности, что вовлекает в свою орбиту те уровни реальности, которые обеспечивают возможность существования такого специально подготовленного фрагмента реальности, где была бы возможна реализация прагматически-потребительского подхода к универсуму, но как только деятельность подходит к своим границам и начинает разрушать само основание человеческого мира, простое экстенсивное развитие деятельности становится невозможным. На повестку дня становится вопрос об изменении характера деятельности (отказ от деятельностного универсализма) и возвращении к экологическому, целостному взгляду на универсум.
Достижение деятельностью пределов своего развития сопровождается разрушением тех идеологических механизмов, которые обеспечивали её протекание. В основе этих механизмов лежит принцип перенесения мотивационной энергии, определяющей человеческое существование, на те либо иные исторически ограниченные типы человеческой деятельности. В результате человеческая деятельность получает доступ к практически неограниченному мотивационному потенциалу и как таковая может реализовываться с максимальной эффективностью. Развитие тех либо иных исторически обусловленных форм деятельности рано или поздно приходит к своим границам, соответственно возникает необходимость в перенесении сакральной энергии с одних символов на другие. Старые символы сакрального
Останні події
- 30.04.2025|09:36Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса