
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
соответствующей системы мировоззрения. Достижение нового мировоззренческого синтеза предполагает переинтерпретацию бытийного опыта на новых реалиях и выработку новой системы трансляции бытийного опыта. Построение такой системы сопровождается возникновением новой мировоззренческой парадигмы со своей специфической образностью. Новые образы в сравнении с предыдущими (старыми) выглядят как более рефлексивно проработанные, более абстрактные, менее антропоморфные. Примером здесь могут служить взаимоотношения между античной религией и христианством. Не подлежит сомнению, что образ единого бога воспринимается как более глубокая и обобщённая концепция, чем античные представления о божествах, не подлежит также сомнению и то, что античные божества могут рассматриваться в качестве этапов на пути к идее единого бога. Такая тенденция сохраняется на всём протяжении человеческой истории, и каждый новый этап в развитии человеческой деятельности сопровождается новой мировоззренческой системой, которая демонстрирует б?льшую рефлексивную проработанность своих образов и интуиций по сравнению с предшествующей. Подобное нарастание глубины рефлексии, скорее всего, связано с тем обстоятельством, что усложнение человеческой деятельности предполагает нарастание уровня опосредованности в отношениях между человеком и миром и требует внедрения всё более рациональных форм организации и регулирования деятельности, что, в свою очередь, предполагает, что каждая последующая мировоззренческая система должна быть всё более рефлексивной и отвлечённой.
Следствием нарастания уровня рефлексивности становится еще более обезличенный характер тех образов, через которые человеку открывается его связь с бытием. Со временем развитие деятельности достигает такого уровня, что на повестку дня выносится вопрос о необходимости преодоления заложенного в основу деятельности субъект-объектного разделения. Вовлекая в свою орбиту континуальные измерения реальности, деятельность на практике сталкивается с недостаточностью той модели реальности, которая лежит в её основе, и с неспособностью дискурсивных моделирующих систем адекватно отражать целостные аспекты реальности, другой стороной этого же процесса является факт утраты социального контроля над потенциально опасными последствиями развития человеческой деятельности и возникающая с определённого момента мировоззренческая недостаточность в системе деятельностной интерпретации человеческого существования. Преодоление вышеназванных симптомов предполагает включение человеческой деятельности в такой контекст, который позволит отказаться от универсализации деятельности и от абсолютизации субъект-объектной разделённости как единственно возможной позиции во взаимодействии человека и мира. Тем самым перед человеком открывается возможность для легитимного и прямого усвоения бытийного опыта, минуя необходимость его деятельностной интерпретации, что закладывает требуемый базис для адекватного осознания значения деятельности в человеческой жизни и построения на этой основе новой работающей системы мировоззрения с соответствующей ей формой рациональности.
Рациональная часть любого мировоззрения должна тем либо иным образом отражать фундаментальную природу бытийного опыта для человека. Соответственно, представления о природе бытия, характерные для того либо иного мировоззрения, могут служить своего рода индикатором глубины саморефлексии, свойственной данному мировоззрению. Эволюция же теории бытия выступает эпифеноменом реального процесса взаимодействия человека с бытием. По характеру этой теории в ту или иную эпоху можно судить об особенностях человеческого существования в мире (бытия в мире). Всё более отвлечённый и объективированный характер теорий бытия корреспондирует с уровнем развития человеческой деятельности и как таковой может служить безошибочным индикатором её уровня общности. Фундаментальное значение бытийного опыта для формирования человеческой субъективности было в той либо иной мере явлено человеку на всём протяжении его истории и если даже не осознавалось во всём объёме его значимости, то эмпирически удостоверялось в опыте тех его представителей, которые в силу тех либо иных причин получали доступ к его существу. В ситуациях мировоззренческих кризисов, характеризующихся утратой эффективности прежних путей трансляции бытийного опыта на уровень индивидов, субъектов человеческой деятельности, религиозные виртуозы обращались к бытийному опыту, черпая в нём те мировоззренческие интуиции, на основе которых возникало новое, работающее мировоззрение. Стремление к переживанию бытийного опыта служило основным мотивом их жизни.
Ранее мы исследовали функционирование бытийного опыта в социальном контексте, его связь с человеческой деятельностью, его мотивирующие регулирующие функции в системе мировоззренческого сознания. Деятельностный тип опыта лежит в основании человеческого мировоззрения и доступен всем субъектам мировоззренческого сознания. Будучи тесно связанным с теми либо иными реалиями
Останні події
- 27.05.2025|18:32Старий Лев презентує книгу метеорологині Наталки Діденко «Тролейбус номер 15»
- 26.05.2025|10:38Поезія без кордонів
- 24.05.2025|13:24Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
- 24.05.2025|13:19У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
- 24.05.2025|13:15«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
- 23.05.2025|09:25Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму