
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
семья каются перед шаманом в грехах (нарушениях табу и пр.), после чего наступает краткий период наставлений (иногда пять дней), за которым следует период усиленной тренировки в уединении. Затем приходит пора собственно инициации.
Старый шаман выделяет душу ученика из его глаз, мозга, внутренних органов и т.д., чтобы духи могли знать, что в нём является лучшим. После этого новый шаман приобретает способность отделять душу от тела (что-то вроде отделения астрального тела в западном оккультизме) и совершать длительные духовные путешествия в воздушном пространстве и глубинах морей.
Затем благодаря усилиям учителя посвящаемый переживает озарение или просветление (ангакокв или кауманенкв), заключающееся в видении таинственного света, который шаман внезапно ощущает в теле и голове. Этот свет подобен сияющему огню, благодаря которому шаман может видеть в темноте (и в буквальном, и в переносном смысле) даже с закрытыми глазами. Ему также становятся присущи ясновидение и предвидение.
Посвящаемый обретает видение света после долгих часов ожидания в своём жилище, во время которого он, вероятно, занимается созерцанием и вызыванием духов.
После посвящения шаман проходит достаточно долгий период обучения, во время которого расширяет свои психотехнические навыки, знакомится с мифопоэтическим сводом своего народа и т.д. Итогом подготовительного периода становится церемония утверждения шамана в его статусе и тестирование его способностей.
После этого наступают рабочие будни шамана, его камлание. В процессе камлания шаман при помощи пляски и пения входит в транс для достижения тех либо иных целей. Обычно это исцеление заболевших или проводы души умершего в загробный мир (психопомпа), иногда другие менее значительные поводы.
Е.А.Торчинов утверждает, что шаманизм был первой формой религии, в которой была разработана развитая психотехника и обращалось особое внимание на трансперсональные переживания. Видимо, становление шаманизма пришлось на период, когда отпадение человека от бытийного опыта достигло той степени, когда простое, естественное бытийствование стало невозможным и опыт бытия перестал носить общедоступный характер. В результате появилась группа профессионалов, в силу тех либо иных причин ещё не утративших способность к бытийствованию, основной целью деятельности которых было поддержание коммуникации той либо иной социальной группы со своим бытийным опытом.
Изучение шаманизма представляет особый интерес в силу того, что почти все психотехнические приёмы и паттерны, с которыми мы встречаемся в развитых религиозных традициях, зародились именно в шаманизме.
Говоря о психотехнических традициях, мы никак не можем пройти мимо мистерий древнего мира. Это прежде всего Элевсинские мистерии, связанные с мифологическими циклами о Персефоне и Деметре, Самофракийские таинства в честь бога Диониса. Судя по дошедшим до нас источникам, их воздействие на людей античного мира было огромным и очень эффективным.
До нас дошла следующая оценка Элевсинских мистерий, оставленная поэтом Пиндаром:
Счастлив тот, кто это видел,
перед тем как в могилу сойти:
жизни познал он конец,
познал и начало её богоданное92.
Известно, что участие в мистериях врачевало глубокие душевные раны. Так, например, Плутарх утешил свою жену, тоскующую о безвременно умершей дочери, напоминанием о том, что им довелось испытать во время участия в мистериях93.
Аристотель считал, что мистерии являлись весьма эффективным средством исцеления душевных недугов.
Весьма интересным является тот факт, что наиболее широкое распространение мистерий приходится на период так называемого осевого времени, период, когда традиционные религии теряли свою силу и соответственно возникала необходимость в специальной технике, обеспечивающей бытийными переживаниями всё более автономизирующихся индивидов античного общества.
Судя по всему, те решения, которые давались в Элевсинских мистериях, были достаточно эффективны, и многое из мистерий впоследствии вошло в христианство.
Говоря о сугубо психотехнической стороне мистерий, мы должны упомянуть факт использования мистами веществ, облегчавших вхождение в транс. Речь, в частности, идёт о препарате спорыньи. Как известно, спорынья содержит вещества, близкие по своему составу к ЛСД. В сочетании с танцами, песнями, вином эти препараты облегчали доступ к подсознательным слоям психики, стимулировали трансперсональные переживания, что в итоге приводило к катарсическим переживаниям и установлению душевной гармонии и порядка. О том, что в процессе мистерий их участники имели дело с некими видениями, напоминающими те, которые возникают при приёме психотропных препаратов, имеются достаточно надёжные свидетельства. Так, Прокл говорит о том, что участникам Элевсинских мистерий являются видения несказанных образов94. Подобные утверждения есть и у Филона Александрийского. Обращаясь к содержательной стороне мистерий, мы видим здесь всё тот же опыт
Останні події
- 30.04.2025|09:36Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса