
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
умирания-воскрешения, проходя через который мист разрешает мучающие его проблемы. Мистерии начинались с идиллии, описывающей счастливую жизнь Персефоны на лоне цветущей первозданной природы. Появление Плутона разрушало эту идиллию, и Персефона уносилась в царство мёртвых.
Во второй части мистерий Деметра, мать Персефоны, оплакивает свою дочь и обходит землю в поисках исчезнувшей дочери. Эти поиски проходят на фоне чувства отчаяния.
В третьей части мистерий, к которой допускались лишь участники, прошедшие полное посвящение, происходило сошествие Деметры в подземный мир, её умирание. Это этап яркого переживания гибели, безысходности, погружения в небытие. Наступал апофеоз смерти, из которой и рождалась новая, преображённая жизнь. Мисты вкушали пищу младенцев и готовились к духовному преображению. Вот как описывает этот момент Е.А.Торчинов: «В святилище гасили огни, и храм погружался в непроглядный мрак. И вдруг здесь и там начинают загораться огни факелов – свет возрождения, терзающие фотизмы, светлые блики, видимые рождающимся младенцем перед окончательным выходом из материнского чрева, переход от страданий родов к рождению и релаксации. Всё ярче сияют факелы, и вот уже весь храм сияет. «Светлее солнца элевсинские ночи сияют», – говорили древние. Чувство тоски и муки сменяется облечением и катарсисом, духовным очищением и обновлением»95.
Говоря о значении Элевсинских мистерий в жизни позднего античного общества, мы не можем пройти мимо того факта, что они привлекали пристальное внимание тогдашней философии, справедливо видевшей в мистериальном опыте источник глубинной мудрости.
Известно, что неоплатоники Ямвлих и Прокл весьма высоко ценили мистериальный экстаз, усматривая в нем вернейший путь к индивидуальному спасению. Мистерии просуществовали практически до крушения античного мира и оказали мощнейшее влияние на последующую историю психотехник в христианстве. Достаточно упомянуть общины пифагорейцев, ставшие прообразами первых монашеских общин в христианстве.
Наш экскурс в историю психотехник будет драматически неполным без упоминания грандиозных психотехнических систем, возникших на Востоке: в Индии, Китае и других странах этого региона.
Это прежде всего даосизм, индуизм и буддизм, религии по преимуществу психотехнические.
В даосизме наиболее явно чувствуется связь с шаманскими техниками, в силу его древности и необременённости идеологическими проблемами он сконцентрирован на поисках наиболее эффективных путей к достижению трансперсональных переживаний и обретению на их основе состояния просветления и бессмертия. В основе даосской психотехники лежат дыхательные и телесные упражнения, отдалённо напоминающие йогу. Основываясь на феноменологии трансперсональных переживаний, даосы создали своё учение о телесно-энергетической организации человека. В соответствии с этими интуициями они утверждали, что человек энергетически един с космосом и соответственно навыки по управлению этой энергией и её накоплению открывают дорогу к слиянию с изначальным началом мира – дао и к обретению бессмертия. Даосы утверждают, что «Дао развёрстывается на всех уровнях макро- и микрокосма», и поэтому существует чётко описанный в даосских текстах изоморфизм между процессом космогенеза, созреванием плода и родами, а также (в обратной последовательности) практикой даосского усовершенствования.
Поэтому для даоса возвращение в утробу Матери-дао как нерождённого младенца не просто метафора, а форма выражения некой глубинной сущности изоморфной структуры универсума. Отсюда и стремление даоса имитировать в своем делании пренатальное состояние. Для примера можно указать на знаменитую технику зародышевого дыхания (тай си), описанную впервые в «Баопу-цзы» Ге Хуна (IV век). Это очень спокойное дыхание (вдох и выдох сведены к минимуму), создающее впечатление, что практикующий не дышит вовсе, подобно зародышу в материнском лоне, получающему жизненную энергию – ци – из крови матери96.
Процесс духовного совершенствования даосы называли внутренней алхимией. В процессе алхимических превращений даос работал с энергиями организма и космоса. Первой фазе внутренней алхимии предшествуют дыхательные упражнения и сосредоточение, после этого адепт приступает к очищению и сублимации сперматической энергии – первого ингредиента эликсира бессмертия. Для этого адепт направляет свою сексуальную энергию через два энергетических центра организма в верхний энергетический центр в голове. Аккумуляция энергии приводит к ощущению тепла и света, которые циркулируют по энергетическим каналам тела адепта. В процессе такой циркуляции происходит очищение энергии и она направляется в энергетический центр в области солнечного сплетения. Продолжающаяся циркуляция энергии приводит к тому, что она поднимается обратно в голову, в верхний энергетический центр. В результате возникает свет духа, свет более высокого качества, чем тот, который адепт видел, когда поднял энергию спермы. Свет духа, в свою очередь, опускается в
Останні події
- 27.05.2025|18:32Старий Лев презентує книгу метеорологині Наталки Діденко «Тролейбус номер 15»
- 26.05.2025|10:38Поезія без кордонів
- 24.05.2025|13:24Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
- 24.05.2025|13:19У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
- 24.05.2025|13:15«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
- 23.05.2025|09:25Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму