
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
умирания-воскрешения, проходя через который мист разрешает мучающие его проблемы. Мистерии начинались с идиллии, описывающей счастливую жизнь Персефоны на лоне цветущей первозданной природы. Появление Плутона разрушало эту идиллию, и Персефона уносилась в царство мёртвых.
Во второй части мистерий Деметра, мать Персефоны, оплакивает свою дочь и обходит землю в поисках исчезнувшей дочери. Эти поиски проходят на фоне чувства отчаяния.
В третьей части мистерий, к которой допускались лишь участники, прошедшие полное посвящение, происходило сошествие Деметры в подземный мир, её умирание. Это этап яркого переживания гибели, безысходности, погружения в небытие. Наступал апофеоз смерти, из которой и рождалась новая, преображённая жизнь. Мисты вкушали пищу младенцев и готовились к духовному преображению. Вот как описывает этот момент Е.А.Торчинов: «В святилище гасили огни, и храм погружался в непроглядный мрак. И вдруг здесь и там начинают загораться огни факелов – свет возрождения, терзающие фотизмы, светлые блики, видимые рождающимся младенцем перед окончательным выходом из материнского чрева, переход от страданий родов к рождению и релаксации. Всё ярче сияют факелы, и вот уже весь храм сияет. «Светлее солнца элевсинские ночи сияют», – говорили древние. Чувство тоски и муки сменяется облечением и катарсисом, духовным очищением и обновлением»95.
Говоря о значении Элевсинских мистерий в жизни позднего античного общества, мы не можем пройти мимо того факта, что они привлекали пристальное внимание тогдашней философии, справедливо видевшей в мистериальном опыте источник глубинной мудрости.
Известно, что неоплатоники Ямвлих и Прокл весьма высоко ценили мистериальный экстаз, усматривая в нем вернейший путь к индивидуальному спасению. Мистерии просуществовали практически до крушения античного мира и оказали мощнейшее влияние на последующую историю психотехник в христианстве. Достаточно упомянуть общины пифагорейцев, ставшие прообразами первых монашеских общин в христианстве.
Наш экскурс в историю психотехник будет драматически неполным без упоминания грандиозных психотехнических систем, возникших на Востоке: в Индии, Китае и других странах этого региона.
Это прежде всего даосизм, индуизм и буддизм, религии по преимуществу психотехнические.
В даосизме наиболее явно чувствуется связь с шаманскими техниками, в силу его древности и необременённости идеологическими проблемами он сконцентрирован на поисках наиболее эффективных путей к достижению трансперсональных переживаний и обретению на их основе состояния просветления и бессмертия. В основе даосской психотехники лежат дыхательные и телесные упражнения, отдалённо напоминающие йогу. Основываясь на феноменологии трансперсональных переживаний, даосы создали своё учение о телесно-энергетической организации человека. В соответствии с этими интуициями они утверждали, что человек энергетически един с космосом и соответственно навыки по управлению этой энергией и её накоплению открывают дорогу к слиянию с изначальным началом мира – дао и к обретению бессмертия. Даосы утверждают, что «Дао развёрстывается на всех уровнях макро- и микрокосма», и поэтому существует чётко описанный в даосских текстах изоморфизм между процессом космогенеза, созреванием плода и родами, а также (в обратной последовательности) практикой даосского усовершенствования.
Поэтому для даоса возвращение в утробу Матери-дао как нерождённого младенца не просто метафора, а форма выражения некой глубинной сущности изоморфной структуры универсума. Отсюда и стремление даоса имитировать в своем делании пренатальное состояние. Для примера можно указать на знаменитую технику зародышевого дыхания (тай си), описанную впервые в «Баопу-цзы» Ге Хуна (IV век). Это очень спокойное дыхание (вдох и выдох сведены к минимуму), создающее впечатление, что практикующий не дышит вовсе, подобно зародышу в материнском лоне, получающему жизненную энергию – ци – из крови матери96.
Процесс духовного совершенствования даосы называли внутренней алхимией. В процессе алхимических превращений даос работал с энергиями организма и космоса. Первой фазе внутренней алхимии предшествуют дыхательные упражнения и сосредоточение, после этого адепт приступает к очищению и сублимации сперматической энергии – первого ингредиента эликсира бессмертия. Для этого адепт направляет свою сексуальную энергию через два энергетических центра организма в верхний энергетический центр в голове. Аккумуляция энергии приводит к ощущению тепла и света, которые циркулируют по энергетическим каналам тела адепта. В процессе такой циркуляции происходит очищение энергии и она направляется в энергетический центр в области солнечного сплетения. Продолжающаяся циркуляция энергии приводит к тому, что она поднимается обратно в голову, в верхний энергетический центр. В результате возникает свет духа, свет более высокого качества, чем тот, который адепт видел, когда поднял энергию спермы. Свет духа, в свою очередь, опускается в
Останні події
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
- 25.08.2025|17:39Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
- 23.08.2025|18:25В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
- 20.08.2025|19:33«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
- 19.08.2025|13:29Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
- 18.08.2025|19:27Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
- 18.08.2025|19:05У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
- 18.08.2025|18:56Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
- 18.08.2025|18:51На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»