
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
систем ведущим и определяющим в архитектонике их структурного полиморфизма97.
Говоря об истории психотехники в индуизме, следует заметить, что ведическая религия в самом начале своего бытования была в основном религией жертвоприношений. Безусловно, у её истоков лежал некоторый трансперсональный, скорее всего шаманский опыт, но к приходу ариев в Индию этот аспект религии был далеко не главным. Дальнейшее развитие индуизма сопровождалось нарастанием удельного веса трансперсонального, опытного элемента в его теле. Можно предположить, что в процессе проведения индуистских ритуалов, а последние предполагали участие нескольких групп жрецов, специализирующихся на различных аспектах ритуала, те жрецы, которые были ответственны за весь ритуал в целом и обеспечивали его содержательное наполнение путём переживания символики ритуала, положили начало собственно ведийской психотехнике. Процитируем Е.А.Торчинова: «как уже говорилось, в жертвоприношениях участвовали разные группы жрецов, совершавшие вполне определённые и конкретные ритуальные действия. Но среди них был один жрец, а именно брахман, который, казалось, не делал ничего во время ритуала, а просто сидел, и, тем не менее, именно он получал половину платы за ритуал, тогда как вторая половина делилась между всеми остальными совершавшими жертвоприношение жрецами. В чём же тут дело? Ответ заключается в том, что как раз брахман и является человеком, обусловливающим действенность и эффективность жертвоприношения, ибо в течение всего ритуала он сосредоточивается на внутреннем смысле и архетипическом прообразе по принципу «тот, кто так знает...». Именно брахман так знает, в то время как другие жрецы совершают культовые действия, а эта сосредоточенность, сконцентрированность сознания брахмана на сути ритуала, безусловно, имеет уже психотехническую природу и, по существу, приближается к йогическому созерцанию.
По мере развития системы варнашрама, предполагавшей для определённой возрастной группы лесное уединение (аранья; соответствующие ведические тексты – араньяки, «Лесные»), развивалась практика так называемого внутреннего ритуала, когда жертвоприношение не совершалось реально, а только созерцалось, причем сосредоточение по формуле «уа evam veda» стало играть в этом созерцательном ритуале главную роль, что постепенно обесценило и десакрализовало «внешний» ведический ритуал, перенеся центр тяжести на интропсихический процесс. Араньяки, между тем, плавно перерастают в упанишады (тому свидетельство – название одной из самых ранних, ок. VIII в. до н.э., упанишады: «Брихадараньяка упанишада», то есть «Великая араньяка-упанишада»), в которых отчётливо формулируются рассмотренные выше концепции атмана (истинное «я», высшая самость), Брахмана (Абсолют), их единства, а также доктрина мокши, что создало все предпосылки для выхода психотехники на передовой рубеж религиозной практики»98.
В ведийской психотехнике упражнения с дыханием играют чрезвычайно важную роль, о чем можно судить по следующему фрагменту: «И тогда речь сказала: «Поистине, в чём я – превосходнейшее, в том и ты – превосходнейшее». – «Поистине, в чём я – твёрдое основание, в том и ты – твёрдое основание», – [сказал] глаз. «Поистине, в чём я – достижение, в том и ты – достижение», – сказало ухо. «Поистине, в чём я – местопребывание, в том и ты – местопребывание», – [сказал] разум. «Поистине, в чём я – воспроизведение, в том и ты – воспроизведение», – [сказало] семя. [Дыхание сказало:] «Если я такое, что же [служит мне] пищей, что одеждой?» – «Всё, что есть здесь, вплоть до [пищи] собак, червей, насекомых и птиц, – это твоя пища, вода – жилище». Поистине, кто знает так эту пищу дыхания, тот не съедает ничего, что не было бы пищей, не получает ничего, что не было бы пищей, знающие это и просвещённые, собираясь есть, очищают рот водой и, поев, очищают рот водой. Так они считают, что покрыли наготу этого дыхания»99. В процессе дыхания практикующий должен был работать с разными типами энергий, среди них выделялись энергии, связанные с определёнными частями тела: 1) собственно прана, то есть дыхание вообще, дыхание в лёгких; 2) апана – дыхание, идущее со вдохом вниз; 3) вьяна – дыхание, разлитое по телу и поддерживающее жизнь между вдохом и выдохом; 4) удача – дыхание, идущее вверх и находящееся в горле; 5) самана – общее, центральное дыхание, находящееся в центре тела и обеспечивающее пищеварение. Кстати, эти виды праны уподоблялись и жертвенным огням в процессе «внутреннего жертвоприношения»100. Все упражнения были подчинены одной центральной задаче, достижению которой посвящал себя практикующий. Задача эта сводилась к постижению и, самое главное, личному переживанию единства Атмана и Брахмана. На пути к этому несущему освобождение опыту брахман должен был пройти длительный и сложный путь. Путь этот назывался йогой. Так, уже в «Катха упанишаде» (одной из ранних стихотворных упанишад) не только характеризуется практика йоги, но и упоминаются узлы и артерии сердца – прообразы более поздних йогических
Останні події
- 27.08.2025|18:44Оголошено ім’я лауреата Міжнародної премії імені Івана Франка-2025
- 25.08.2025|17:49У Чернівцях відбудуться XVІ Міжнародні поетичні читання Meridian Czernowitz
- 25.08.2025|17:39Єдиний з України: підручник з хімії потрапив до фіналу європейської премії BELMA 2025
- 23.08.2025|18:25В Закарпатті нагородили переможців VIІ Всеукраїнського конкурсу малої прози імені Івана Чендея
- 20.08.2025|19:33«А-ба-ба-га-ла-ма-га» видало нову книжку про закарпатського розбійника Пинтю
- 19.08.2025|13:29Нонфікшн «Жінки Свободи»: героїні визвольного руху України XX століття крізь погляд сучасної військової та історикині
- 18.08.2025|19:27Презентація поетичної збірки Ірини Нови «200 грамів віршів» у Львові
- 18.08.2025|19:05У Львові вперше відбувся новий книжковий фестиваль BestsellerFest
- 18.08.2025|18:56Видавнича майстерня YAR випустила книгу лауреата Малої Шевченківської премії Олеся Ульяненка «Хрест на Сатурні»
- 18.08.2025|18:51На Закарпатті відбудеться «Чендей-фест 2025»