Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Завантажити

систем ведущим и определяющим в архитектонике их структурного полиморфизма97.
Говоря об истории психотехники в индуизме, следует заметить, что ведическая религия в самом начале своего бытования была в основном религией жертвоприношений. Безусловно, у её истоков лежал некоторый трансперсональный, скорее всего шаманский опыт, но к приходу ариев в Индию этот аспект религии был далеко не главным. Дальнейшее развитие индуизма сопровождалось нарастанием удельного веса трансперсонального, опытного элемента в его теле. Можно предположить, что в процессе проведения индуистских ритуалов, а последние предполагали участие нескольких групп жрецов, специализирующихся на различных аспектах ритуала, те жрецы, которые были ответственны за весь ритуал в целом и обеспечивали его содержательное наполнение путём переживания символики ритуала, положили начало собственно ведийской психотехнике. Процитируем Е.А.Торчинова: «как уже говорилось, в жертвоприношениях участвовали разные группы жрецов, совершавшие вполне определённые и конкретные ритуальные действия. Но среди них был один жрец, а именно брахман, который, казалось, не делал ничего во время ритуала, а просто сидел, и, тем не менее, именно он получал половину платы за ритуал, тогда как вторая половина делилась между всеми остальными совершавшими жертвоприношение жрецами. В чём же тут дело? Ответ заключается в том, что как раз брахман и является человеком, обусловливающим действенность и эффективность жертвоприношения, ибо в течение всего ритуала он сосредоточивается на внутреннем смысле и архетипическом прообразе по принципу «тот, кто так знает...». Именно брахман так знает, в то время как другие жрецы совершают культовые действия, а эта сосредоточенность, сконцентрированность сознания брахмана на сути ритуала, безусловно, имеет уже психотехническую природу и, по существу, приближается к йогическому созерцанию.
По мере развития системы варнашрама, предполагавшей для определённой возрастной группы лесное уединение (аранья; соответствующие ведические тексты – араньяки, «Лесные»), развивалась практика так называемого внутреннего ритуала, когда жертвоприношение не совершалось реально, а только созерцалось, причем сосредоточение по формуле «уа evam veda» стало играть в этом созерцательном ритуале главную роль, что постепенно обесценило и десакрализовало «внешний» ведический ритуал, перенеся центр тяжести на интропсихический процесс. Араньяки, между тем, плавно перерастают в упанишады (тому свидетельство – название одной из самых ранних, ок. VIII в. до н.э., упанишады: «Брихадараньяка упанишада», то есть «Великая араньяка-упанишада»), в которых отчётливо формулируются рассмотренные выше концепции атмана (истинное «я», высшая самость), Брахмана (Абсолют), их единства, а также доктрина мокши, что создало все предпосылки для выхода психотехники на передовой рубеж религиозной практики»98.
В ведийской психотехнике упражнения с дыханием играют чрезвычайно важную роль, о чем можно судить по следующему фрагменту: «И тогда речь сказала: «Поистине, в чём я – превосходнейшее, в том и ты – превосходнейшее». – «Поистине, в чём я – твёрдое основание, в том и ты – твёрдое основание», – [сказал] глаз. «Поистине, в чём я – достижение, в том и ты – достижение», – сказало ухо. «Поистине, в чём я – местопребывание, в том и ты – местопребывание», – [сказал] разум. «Поистине, в чём я – воспроизведение, в том и ты – воспроизведение», – [сказало] семя. [Дыхание сказало:] «Если я такое, что же [служит мне] пищей, что одеждой?» – «Всё, что есть здесь, вплоть до [пищи] собак, червей, насекомых и птиц, – это твоя пища, вода – жилище». Поистине, кто знает так эту пищу дыхания, тот не съедает ничего, что не было бы пищей, не получает ничего, что не было бы пищей, знающие это и просвещённые, собираясь есть, очищают рот водой и, поев, очищают рот водой. Так они считают, что покрыли наготу этого дыхания»99. В процессе дыхания практикующий должен был работать с разными типами энергий, среди них выделялись энергии, связанные с определёнными частями тела: 1) собственно прана, то есть дыхание вообще, дыхание в лёгких; 2) апана – дыхание, идущее со вдохом вниз; 3) вьяна – дыхание, разлитое по телу и поддерживающее жизнь между вдохом и выдохом; 4) удача – дыхание, идущее вверх и находящееся в горле; 5) самана – общее, центральное дыхание, находящееся в центре тела и обеспечивающее пищеварение. Кстати, эти виды праны уподоблялись и жертвенным огням в процессе «внутреннего жертвоприношения»100. Все упражнения были подчинены одной центральной задаче, достижению которой посвящал себя практикующий. Задача эта сводилась к постижению и, самое главное, личному переживанию единства Атмана и Брахмана. На пути к этому несущему освобождение опыту брахман должен был пройти длительный и сложный путь. Путь этот назывался йогой. Так, уже в «Катха упанишаде» (одной из ранних стихотворных упанишад) не только характеризуется практика йоги, но и упоминаются узлы и артерии сердца – прообразы более поздних йогических



Партнери