
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
которые обеспечивают переживание бытийного опыта, всё более вытесняются на периферию субъективности, подвергаются непрекращающемуся рефлексивному давлению и погружаются в глубины подсознания, и соответственно всё более сужается объём автоматически доступного человеку бытийного опыта, возникает необходимость в поисках новых подходов к опыту бытия, подходов, призванных компенсировать возникший бытийный дефицит.
На этом пути человечеством было найдено множество способов и средств возобновления утраченной связи с бытием. Ниже мы кратко опишем наиболее важные достижения в этой сфере.
Опыт бытия, как правило, недоступен человеческому сознанию в обычных условиях, поэтому его достижение предполагает создание определённой драматической ситуации, весьма и весьма нетривиальной, ситуации, приводящей к активации того, что в современной традиции называется подсознанием. В результате такой активации достигается эффект расширения сознания, при котором субъект опыта обретает способность к сознательному переживанию опыта бытия, другими словами, подсознание становится доступным сознанию.
Естественно, что наиболее эффективно этот результат достигается людьми с определённой врождённой чувствительностью к своему подсознанию. Соответственно, вполне оправданным выглядит предположение о том, что в различных религиозных традициях проводился сознательный или же бессознательный отбор наиболее способных к трансперсональному опыту людей.
Далее, достижение изменённого состояния сознания, характеризующегося коммуникацией между подсознанием и сознанием, стимулировалось как определёнными средствами, включающими в себя конкретные вещества – медиаторы, содержащиеся в растениях, грибах и т.д., так и специальными упражнениями, изменявшими физиологические состояния практикующего таким образом, что происходила активация и манифестация структур подсознания и сверхсознания.
Процесс коммуникации с подсознанием носил активный характер и предполагал приручение стихии подсознательного с тем, чтобы открыть человеку путь к спасению. Практикующий обладал определённой дорожной картой, позволявшей ему ориентироваться в открывшихся пространствах и выбирать движение в нужном направлении, он ориентировался на эталонные описания опыта, задававшие основные ориентиры на пути к спасению.
Человек, прошедший через трансперсональный опыт, становился посредником между миром горним и миром профанным и использовал свои знания и умения для помощи непосвящённым.
Одной из древнейших психотехнических традиций, к описанию которой мы обратимся, является шаманизм. Шаманами могли стать лица, которые избирались уже практикующими шаманами, среди них были как добровольцы, следовавшие своему призванию, так и просто отобранные в силу тех или иных обстоятельств люди. В целом ряде регионов шаманы отбирались на основании наличия так называемой болезни шамана, болезни, манифестирующейся целым рядом симптомов, начиная от головной боли и заканчивая галлюцинациями, симптомов, означавших, что их носитель имеет определённую предрасположенность к вхождению в транс и к общению с собственным подсознанием. После первичного профотбора будущие шаманы поступали в распоряжение опытного практикующего шамана, который давал им наставления как в психотехнике, так и в основных мифологических сюжетах, с которыми им предстояло столкнуться на пути к обретению шаманской силы. Далее следовал обряд инициации, в процессе которого будущий шаман переживал собственную смерть, вступал в контакт с духами-проводниками, сопровождавшими его душу в путешествии по «верхнему миру», путешествии, во время которого его душа совершенствовалась, обучалась и созревала для будущего служения и, наконец, возвращалась в обновлённое тело для повторного вхождения в мир. В результате такого перерождения шаман приобретал необходимую духовную силу и был готов к исполнению своих обязанностей. Вот что пишет по этому поводу Е.А.Торчинов: «У эскимосов-аммасаликов шаман (ангакон) сам выбирает себе учеников среди мальчиков шести – восьми лет. Каждый шаман обычно обучает пять или шесть учеников. Обучение проходит в глубокой тайне. Оно предполагает уединение у старой могилы или у озера, где ученик должен тереть друг о друга два камня и ждать особого знамения. Шаман объясняет ученику, что потом перед ним появится медведь, который сдерёт с него всю плоть, так что останется один скелет, после чего последний обрастёт новой плотью и затем последует воскресение»91.
Лабрадорские эскимосы считают, что в виде медведя появляется сам Великий Дух-Тонгарсоак. В западной Гренландии посвящаемый остаётся «умершим» (в бессознательном состоянии) в течение трёх дней после появления духа.
Пережив смерть и воскресение, новый шаман проходит ритуал наделения силами и получает власть над духами-помощниками.
У эскимосов-иглуликов ритуал инициации ещё интереснее. Желающий стать шаманом приходит к выбранному учителю и просит его наставлений. Если тот не видит препятствий, то соглашается. Тогда ученик и вся его
Останні події
- 27.05.2025|18:32Старий Лев презентує книгу метеорологині Наталки Діденко «Тролейбус номер 15»
- 26.05.2025|10:38Поезія без кордонів
- 24.05.2025|13:24Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
- 24.05.2025|13:19У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
- 24.05.2025|13:15«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
- 23.05.2025|09:25Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму