
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
человеческой деятельности и выступая в качестве мотивирующего человеческую деятельность ядра, он в своём качественном своеобразии, как правило, остаётся незамеченным со стороны человека.
Поэтому представляется интересным изучение бытийного опыта в его, так сказать, чистом, непроинтерпретированном виде. Целью такого изучения должно стать понимание его устройства и механизмов работы. Учитывая то обстоятельство, что обращение к бытийному опыту в его непосредственном виде способно приводить к культурным изменениям, оказывающим влияние на судьбы целых народов, значение такого взгляда трудно переоценить.
При исследовании бытийного опыта в его непосредственной форме мы исходим из следующих соображений.
Во-первых, в ранней истории человечества существовал период, когда бытийный опыт был первой и единственной формой субъективности, в это время он не подвергался ассимилирующему воздействию со стороны деятельностного сознания и как таковой был доступен непосредственному усмотрению со стороны человека. В дальнейшем, по мере развития и становления человеческой деятельности, происходило постепенное деятельностное приручение бытийного сознания, но, тем не менее, ещё в течение достаточно длительного периода времени, особенно в мифологический период, основные структуры бытийного опыта оставались доступными для наблюдения.
Во-вторых, факт деятельностного использования бытийного опыта не отменяет того обстоятельства, что генетически бытийное сознание не сводимо к человеческой деятельности, в его основе лежат подвергшиеся повторной утилизации структуры человеческого восприятия и как таковой он качественно отличен от деятельностного сознания.
Непосредственный бытийный опыт, существуя в человеческом подсознании, может быть извлечён из глубин психики при помощи специальных процедур и средств. Будучи исторически первой формой человеческого сознания и базируясь на внедеятельностных формах активности, этот опыт использует человеческую телесность в качестве своего основного носителя, соответственно доступ к нему предполагает специальное взаимодействие с человеческой телесностью. Интерес к этому типу опыта обостряется в моменты мировоззренческих кризисов, и те индивиды, которые в силу тех либо иных обстоятельств получают к нему доступ, используют его креативный потенциал с целью создания альтернативных мировоззренческих систем, способных разрешать стоящие перед людьми проблемы. Истории таких религиозных виртуозов, как Будда, Мухамед, Иисус, достаточно убедительно иллюстрируют возможности использования бытийного опыта с этой целью.
Но для того, чтобы бытийный опыт мог оказывать свое благотворное воздействие на человека, он прежде всего должен быть ему доступен. Вопрос о том, каким образом это возможно, – далеко не тривиален. Человек, живущий в современном мире, бесконечно далёк от живого, непосредственного опыта бытия, постав (М.Хайдеггер), определяющий основные параметры существования в современном мире, по своему существу враждебен непосредственности бытийного опыта, поэтому надежда на то, что всё произойдёт само собой и мы без специальных усилий сможем черпать силы в опыте бытия, не основательна. Перед человеком стоит задача сознательного создания или возрождения механизмов, способных обеспечить протекание и трансляцию опыта бытия на уровень деятельностного субъекта. Безусловно, что подобная задача возникает перед человеком не впервые. В человеческой истории были периоды, когда тем либо иным группам человечества приходилось сталкиваться с типологически сходной ситуацией. Уникальность нашего случая заключается в том, что впервые за всю историю потребность в бытийном опыте носит массовый характер и является одним из настоятельнейших требований момента. Наличие подобной массовой потребности обусловливает характер подхода к бытийному опыту. Не подлежит сомнению, что речь должна идти о своеобразной технологии, обеспечивающей достаточно надёжный и предсказуемый результат.
Для нахождения такого подхода весьма важно изучить историю человеческих исканий в сфере бытийности с тем, чтобы в полной мере использовать накопленные навыки.
Говоря о бытийном опыте, мы имеем в виду исторически наиболее ранние формы духовной активности, точнее, духовно-материальной активности, которые восходят своими корнями к досоциальным, по сути биологическим «предпосылкам» человеческого существования и духовным эпифеноменом которых выступает архетипическая образность. Непосредственно сосуществуя с бытийной активностью и проявляясь в процессе навигации в жизненном мире (в процессе разворачивания ткани жизни), эта образность со временем стала объектом специализированной человеческой деятельности и начала своё существование в деятельностном мире в качестве содержательного центра различных умозрительных форм духовной деятельности, таких как миф, искусство, религия и т.д.
Именно на их материале мы и будем изучать основные особенности бытийного опыта, не забывая при этом, что при всей их содержательной близости к
Останні події
- 20.06.2025|10:25«На кордоні культур»: до Луцька завітає делегація митців і громадських діячів із Польщі
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
- 16.06.2025|23:44Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
- 16.06.2025|16:24«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone
- 12.06.2025|12:16«Видавництво Старого Лева» презентує фентезі від Володимира Аренєва «Музиканти. Четвертий дарунок»
- 07.06.2025|14:54Артем Чех анонсував нову книжку "Гра у перевдягання": ніжні роздуми про війну та біль
- 06.06.2025|19:48У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
- 03.06.2025|12:21У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
- 03.06.2025|07:14Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
- 03.06.2025|07:10Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям