Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

шагом, реализующим движение в этом направлении, может стать признание самоценности опыта бытия и отказ от понимания его феноменов в контексте человеческой деятельности. Такой шаг приведёт к десакрализации человеческой деятельности и к принятию новой системы координат, позволяющей понять деятельность как одну из форм человеческой активности, вписанную в некий более широкий контекст. Именно в этом направлении подталкивают человека многочисленные мировоззренческие интуиции, в изобилии продуцируемые современной культурой, но в силу репрессий со стороны официальной идеологии всё ещё рассматривающиеся как маргинальные образования, являющиеся то ли реликтами прошедших эпох, то ли заблуждениями современности. Сила такой цензуры в значительной мере покоится на авторитете деятельностного разума, и можно не сомневаться, что активное продвижение апофатической установки в современную культуру облегчит переход к новому мировосприятию и мировоззрению, открывающему перед человеком шанс для конструктивного разрешения противоречия между деятельностью и бытием.
Можно предположить, что новое мировоззрение сохранит интуицию человеческой суверенности перед лицом бытия, но человеческая деятельность утратит статус единственного или привилегированного пути к реальности. Бытийный же опыт, напротив, предстанет в качестве самоценного, не сводимого к деятельности вида человеческой активности, представляющего (репрезентирующего) абсолютное измерение человеческой природы, то есть самосознание бытия через человека.
Интересно, что нечто подобное произошло и с той переходной идеологией, которая сложилась в эпоху Ренессанса. Как только «ренессансный» человек утвердился в новом взгляде на мир, ему стали ясны негативные последствия новой мировоззренческой позиции. Первоначальный энтузиазм и наивный оптимизм сменились депрессией эпохи Барокко.
Итак:
Мир по образу логоса рождает апофатическую философию.
Мир по образу бога рождает апофатическое богословие.
Мир по образу человека рождает апофатическую антропологию.



ГЛАВА 4. БЫТИЙНЫЙ ОПЫТ

4.1. Бытийный опыт в непосредственном виде

Выше мы анализировали возможные формы отношений между бытийным опытом человека и теми формами духа, которые вырастают на основе человеческой деятельности. Нами было показано, что попытки полной рациональной ассимиляции бытийного не только малоперспективны, но и откровенно контрпродуктивны и опасны для человека, поскольку приводят к серьёзным мировоззренческим сбоям. Поэтому наиболее адекватная позиция, которую может занять разум по отношению к бытийному опыту, – это позиция отрицательного (апофатического) описания содержания мировоззренческого сознания. Подобная позиция позволяет адекватным образом использовать логико-дискурсивные средства в процессе мировоззренческого самоопределения человека, легитимизирует феноменологию бытийного опыта, отключая механизмы рациональной репрессии, и фактически открывает пути для органического взаимодействия рациональной и бытийной составляющих человеческого духа.
Исследования человеческого сознания и восприятия дают веские основания для вывода о том, что в основе человеческой духовности лежит опыт восприятия мира. Подвергая его повторной утилизации и интерпретации, человек вырабатывает базовые универсалии, лежащие в основе человеческой субъективности. Восприятие запечатлевает в себе опыт бесчисленных поколений живых существ, осуществляющих навигацию в окружающем мире и сталкивающихся с принципиально однотипной средой, открывающейся им как непрерывный объемлющий их поток. В процессе своей жизни живые существа вырабатывали некие матрицы восприятия, адекватность и универсальность которых определялась самим фактом выживания тех либо иных форм жизни. Матрицы эти носили универсальный характер и передавались от вида к виду в процессе эволюции. В основе их универсальности лежит единство того мира, в котором разворачивалась жизнь живых существ. Одни и те же формы рельефа представляли для них одни и те же возможности, таили одни и те же угрозы, требовали сходных способов интерпретации. В результате процесса эволюции жизни на Земле была выработана единая универсальная система паттернов восприятия, легших в основы психики всех живых существ.
Исследования восприятия показывают, что понимание и интерпретация фактов восприятия происходят непосредственно и не требуют включения каких-либо механизмов субъективной сборки поступающих в психику элементарных впечатлений. Те либо иные особенности окружающего мира вызывают у воспринимающего существа мгновенную и целостную реакцию живого организма, приводящую к корректировке либо изменению в характере его движения. Более того, можно утверждать, что реальное восприятие не оперирует такими объектами, которые могут быть поняты в качестве атомов (кирпичиков) восприятия, субъективный синтез которых открывает перед живым существом картину происходящего во внешнем мире. Оказалось, что восприятие – это процесс,

Останні події

30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса


Партнери