
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
чакр (психоэнергетических центров) и нади (каналов движения жизненной энергии, праны по телу) (см. Катха II 3, 10 – 16). Процитируем частично этот фрагмент:
Когда пять [источников] знаний успокаиваются вместе с разумом
И не действует способность постижения –
это зовут высшим путём.
Твердое владение чувствами – это считают йогой.
Тогда [человек] становится неотвлечённым,
ибо йога приходит и уходит.
Когда прекращаются все желания, обитающие в сердце,
то смертный становится бессмертным и достигает здесь Брахмана.
Когда разрубаются все узлы, [связывающие] здесь сердце,
то смертный становится бессмертным – таково наставление.
В сердце – сто и одна артерия, из них одна ведёт к голове.
Идущий по ней вверх достигает бессмертия, во все [стороны]
служат выходами другие [артерии]»101 (пер. А.Я.Сыркина).
В более поздних упанишадах мы встречаем ещё более разработанную психотехнику:
«Подняв три части, держа ровно тело,
заключив в сердце чувства и разум,
Пусть переправится мудрый на ладье Брахмана через
все потоки, несущие страх,
Сдерживая здесь дыхание, пусть владеющий [своими]
движениями дышит слабым дыханием через ноздри.
Пусть мудрый, не отвлекаясь, правит разумом, словно повозкой,
запряжённой дурными конями.
На ровном, чистом [месте], свободном от камешков,
огня, песка; своими звуками, водой и прочим
благоприятствующим размышлению, не оскорбляющим взора;
в скрытом, защищённом от ветра убежище пусть он
предаётся упражнениям.
Туман, дым, солнце, ветер, огонь,
светлячки, молния, кристалл, луна –
эти предварительные образы суть проявления в Брахмане
при [упражнениях] йоги.
Когда с появлением земли, воды, огня,
ветра, пространства развивается пятеричное свойство йоги,
то нет ни болезни, ни старости, ни смерти для того,
кто обрёл тело из пламени йоги.
Лёгкость, здоровье, невозмутимость,
чистый цвет лица, благозвучный голос,
Приятный запах, незначительное количество мочи и кала –
вот, говорят, первые проявления йоги.
Подобно тому, как загрязнённое пылью зеркало
[снова] ярко блестит, когда оно очищено,
так же, поистине, и наделённый телом,
узрев сущность Атмана, становится единым,
достигшим цели, свободным от страданий.
Когда сущностью [своего] Атмана он,
словно наделённый светильником, видит сущность Брахмана,
то, познав нерождённого, постоянного,
свободного от всех сущностей Бога,
он избавляется от всех уз.
Поистине, это Бог, [пребывающий] во всех странах света,
он рождён вначале и он – внутри лона.
Он рождён, он и будет рождён, он стоит перед людьми,
обращённый во все стороны»102 (пер. А.Я.Сыркина).
Заметим, что концепции сансары и кармы обязаны своим происхождением собственно трансперсональному опыту индуистских йогинов и не встречаются в ранних упанишадах.
Обратимся теперь к ведической психотехнике как к целостной системе, наиболее полное и системное изложение которой мы имеем в Йога-сутрах Патанджали. Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что йога прямо определяется как техника, позволяющая прекратить деятельность сознания. Разумеется, речь идёт о прекращении логико-дискурсивного сознания, ответственного за протекание человеческой деятельности и препятствующего свободному функционированию бытийного опыта и связанного с ним типа субъективной активности. Собственно упражнения в прекращении сознания представляют собой иерархическую систему, которая называется восьмеричным путем. «Йога Патанджали называется восьмеричной, поскольку реализация её цели предполагает прохождение восьми последовательных этапов совершенствования: самоконтроль (яма), соблюдение предписаний (нияма), йогические позы созерцания (асана), регуляция дыхания (пранаяма), отвлечение органов чувств от предметов чувств (пратьяхара), концентрация внимания на объекте (дхарана), созерцание (дхьяна) и сосредоточение (самадхи). Патанджали называет их восемью средствами осуществления йоги. Самоконтроль определяется Патанджали как ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров; при этом ненасилие (ахимса) считается корнем всех остальных добродетелей. Согласно комментарию Вьясы, «ненасилие есть непричинение вреда всем живым существам каким бы то ни было способом и во все времена». Эти добродетели рассматриваются как универсальные и не ограниченные ни социальным положением или профессией йогина, ни местом, временем или обстоятельствами. Соблюдение предписаний предполагает соблюдение ритуальной, физической и нравственной чистоты, удовлетворённость имеющимся, подвижничество (терпеливое перенесение холода и зноя, голода и жажды, неподвижного стояния или сидения, обет молчания и другие формы аскезы); самообучение – изучение повествующих об освобождении трактатов (шастр) или повторение олицетворяющего Бога
Останні події
- 30.05.2025|18:48«Літературний Чернігів» на перехресті часу
- 27.05.2025|18:32Старий Лев презентує книгу метеорологині Наталки Діденко «Тролейбус номер 15»
- 26.05.2025|10:38Поезія без кордонів
- 24.05.2025|13:24Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
- 24.05.2025|13:19У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
- 24.05.2025|13:15«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
- 23.05.2025|09:25Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року