
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
всеобщности природы будды, образующей суть даже порочных психических импульсов, превращение кровопийцы-оборотня в носителя тайн пути к освобождению?»109.
Характеризуя психотехнические приёмы, используемые в буддистской традиции, мы можем сказать, что ничего принципиально нового, чего бы не было в индуизме, мы здесь не найдём. Тот же контроль дыхания, те же специальные позы, та же концентрация и визуализация, те же мантры и т.д., и т.п., но чем отличается буддизм от индуизма, так это содержательной стороной трансперсонального опыта. Буддистский опыт парадоксальным образом более светский, философический, несёт на себе большую печать индивидуальности создателей тех либо иных школ в буддизме и в то же время он более рафинирован в смысле символической рефлексивности.
Наше изложение будет неполным, если мы не обратимся к рассмотрению тех психотехник, которые использовались в иудаизме, христианстве и исламе, то есть в так называемых религиях откровения. Присущие этим религиям ориентация на массового потребителя и догматизм, то есть жёсткое следование нормативной версии, излагающей правильный вариант опыта основателей религии, и рассмотрение этого опыта как дарованного божеством, как своего рода милость, и то, что путь к спасению лежал не через развитие психотехнических навыков, а через подчинение обыденной жизни определённым религиозным правилам и добродетелям, кардинально меняли отношение к психотехнике в этих религиях. Упорное стремление к обретению мистического опыта посредством «искусственных» средств рассматривалось как проявление гордыни и некое излишество. Спонтанные же теофании принимались, только если они соответствовали основным религиозным канонам, закреплённым в предании. Всё это не могло не отразиться на месте психотехники в этих религиях. Тем не менее, несмотря на догматизацию и социальную прагматизацию этих религиозных конфессий, существование религиозной традиции не могло обходиться без периодического обращения к живому опыту религиозных виртуозов, будь то спонтанное и в известном смысле неподготовленное просветление, достигаемое при использовании минимального набора трансформирующих техник, таких, как молитва и аскеза, или же результат упорной работы с использованием целого арсенала методов, включающих целенаправленное психофизиологическое воздействие на организм практикующего. Поэтому можно предположить, что опыт достижения изменённого состояния сознания в условиях определённой ограниченности технического арсенала практикующих может быть весьма полезным для нашего психотехнического экскурса.
Начнём с каббалы, наиболее древней мистической школы, выросшей в лоне библейской традиции. Обращает на себя внимание сходство психотехнических приёмов, используемых в каббале, с теми, которые были описаны нами ранее. Прежде всего хотелось бы отметить исключительное сходство методов созерцания в профетической каббале Авраама Абулафии (XIII в.) с тантрическим путем мантраяны буддизма и индуизма (вообще тема «каббала и тантризм» представляется нам особенно перспективной и содержательной). Сходство методов Абулафии и мантраяны (мантра-йоги) уже отмечалось в науке. Так, Г.Шолем называет медитативные приёмы Абулафии «еврейской йогой»: «его доктрина представляет собой лишь иудаизированный вариант той древней духовной методики, которая нашла своё классическое выражение в практике индийских мистиков, последователей системы, известной под названием «йога». Одним из многих доказательств этого служит то обстоятельство, что существенную роль в системе Абулафии играет методика дыхания. Эта методика достигла своего высочайшего развития в индийской йоге, где она обычно рассматривается как важнейшее орудие психической самодисциплины. Помимо этого, Абулафия предписывает специальные положения тела, определённые сочетания согласных и гласных звуков в продолжение одного вдоха, определённые формы чтения вслух. Многие отрывки из его книги «Свет Разума» читаются как иудаизированный трактат по йоге. Сходство распространяется даже на некоторые аспекты доктрины экстатического видения, подготовляемого и осуществляемого посредством этих упражнений»110, подобная техника использовалась и в буддизме: любая форма практики в Махаяне должна сопровождаться «порождением благой мотивации» (бодхичитта): «Да обрету я состояние Будды для блага всех живых существ».
Говоря о христианском отношении к трансперсональному опыту и соответственно об используемой в христианстве психотехнике, нельзя не упомянуть о том, что раннее христианство находится под очень сильным влиянием личного опыта его творцов и пророков, в этом смысле у своих истоков оно наполнено трансперсональным содержанием, и вклад в это содержание вносили представители самых разных традиций, в том числе иудейской, монтанийской, гностической и неоплатонической. Однако со временем этот первоначальный трансперсональный энтузиазм угас или, вернее, был загашен, христианство институциализировалось, догматизировалось и рационализировалось, но мистические традиции раннего
Останні події
- 17.10.2025|18:42Екранізація бестселера Андрія Куркова «Сірі бджоли» виходить у прокат: спецпоказ у «Жовтні» з творчою групою
- 17.10.2025|17:59"Основи" презентують "Довгу сцену": Театральна серія відкриває трагічну історію "Маклени Граси" Куліша та її сучасний римейк Ворожбит
- 17.10.2025|16:30Стартував передпродаж «Книги Еміля» — нового роману Ілларіона Павлюка
- 17.10.2025|14:19Подвійний культурний десант: Meridian Czernowitz везе зірок літератури в Одесу та Миколаїв
- 17.10.2025|13:53Книжковий фестиваль “Книга-Фест 2025” в Ужгороді: книжкові новинки та незвичні інтерактиви від Нацгвардії
- 17.10.2025|11:34"Книжки, черепахи й відьми": Володимир Аренєв прочитає лекцію про Террі Пратчетта у Києві
- 17.10.2025|10:37Їжа, фейки і дипломатія: Дмитро Кулеба презентує книги в Луцьку
- 17.10.2025|10:28Четверо українських письменників – серед номінантів на престижну Премію Астрід Ліндґрен 2026 року
- 17.10.2025|09:14У США помер письменник, співзасновник Нью-Йоркської групи Юрій Тарнавський
- 16.10.2025|18:12Культові "Шахмати для дибілів" та Абсурд Сучасності: Розмова з Михайлом Бринихом у "Сенсі"