Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

всеобщности природы будды, образующей суть даже порочных психических импульсов, превращение кровопийцы-оборотня в носителя тайн пути к освобождению?»109.
Характеризуя психотехнические приёмы, используемые в буддистской традиции, мы можем сказать, что ничего принципиально нового, чего бы не было в индуизме, мы здесь не найдём. Тот же контроль дыхания, те же специальные позы, та же концентрация и визуализация, те же мантры и т.д., и т.п., но чем отличается буддизм от индуизма, так это содержательной стороной трансперсонального опыта. Буддистский опыт парадоксальным образом более светский, философический, несёт на себе большую печать индивидуальности создателей тех либо иных школ в буддизме и в то же время он более рафинирован в смысле символической рефлексивности.
Наше изложение будет неполным, если мы не обратимся к рассмотрению тех психотехник, которые использовались в иудаизме, христианстве и исламе, то есть в так называемых религиях откровения. Присущие этим религиям ориентация на массового потребителя и догматизм, то есть жёсткое следование нормативной версии, излагающей правильный вариант опыта основателей религии, и рассмотрение этого опыта как дарованного божеством, как своего рода милость, и то, что путь к спасению лежал не через развитие психотехнических навыков, а через подчинение обыденной жизни определённым религиозным правилам и добродетелям, кардинально меняли отношение к психотехнике в этих религиях. Упорное стремление к обретению мистического опыта посредством «искусственных» средств рассматривалось как проявление гордыни и некое излишество. Спонтанные же теофании принимались, только если они соответствовали основным религиозным канонам, закреплённым в предании. Всё это не могло не отразиться на месте психотехники в этих религиях. Тем не менее, несмотря на догматизацию и социальную прагматизацию этих религиозных конфессий, существование религиозной традиции не могло обходиться без периодического обращения к живому опыту религиозных виртуозов, будь то спонтанное и в известном смысле неподготовленное просветление, достигаемое при использовании минимального набора трансформирующих техник, таких, как молитва и аскеза, или же результат упорной работы с использованием целого арсенала методов, включающих целенаправленное психофизиологическое воздействие на организм практикующего. Поэтому можно предположить, что опыт достижения изменённого состояния сознания в условиях определённой ограниченности технического арсенала практикующих может быть весьма полезным для нашего психотехнического экскурса.
Начнём с каббалы, наиболее древней мистической школы, выросшей в лоне библейской традиции. Обращает на себя внимание сходство психотехнических приёмов, используемых в каббале, с теми, которые были описаны нами ранее. Прежде всего хотелось бы отметить исключительное сходство методов созерцания в профетической каббале Авраама Абулафии (XIII в.) с тантрическим путем мантраяны буддизма и индуизма (вообще тема «каббала и тантризм» представляется нам особенно перспективной и содержательной). Сходство методов Абулафии и мантраяны (мантра-йоги) уже отмечалось в науке. Так, Г.Шолем называет медитативные приёмы Абулафии «еврейской йогой»: «его доктрина представляет собой лишь иудаизированный вариант той древней духовной методики, которая нашла своё классическое выражение в практике индийских мистиков, последователей системы, известной под названием «йога». Одним из многих доказательств этого служит то обстоятельство, что существенную роль в системе Абулафии играет методика дыхания. Эта методика достигла своего высочайшего развития в индийской йоге, где она обычно рассматривается как важнейшее орудие психической самодисциплины. Помимо этого, Абулафия предписывает специальные положения тела, определённые сочетания согласных и гласных звуков в продолжение одного вдоха, определённые формы чтения вслух. Многие отрывки из его книги «Свет Разума» читаются как иудаизированный трактат по йоге. Сходство распространяется даже на некоторые аспекты доктрины экстатического видения, подготовляемого и осуществляемого посредством этих упражнений»110, подобная техника использовалась и в буддизме: любая форма практики в Махаяне должна сопровождаться «порождением благой мотивации» (бодхичитта): «Да обрету я состояние Будды для блага всех живых существ».
Говоря о христианском отношении к трансперсональному опыту и соответственно об используемой в христианстве психотехнике, нельзя не упомянуть о том, что раннее христианство находится под очень сильным влиянием личного опыта его творцов и пророков, в этом смысле у своих истоков оно наполнено трансперсональным содержанием, и вклад в это содержание вносили представители самых разных традиций, в том числе иудейской, монтанийской, гностической и неоплатонической. Однако со временем этот первоначальный трансперсональный энтузиазм угас или, вернее, был загашен, христианство институциализировалось, догматизировалось и рационализировалось, но мистические традиции раннего

Останні події

30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса


Партнери