
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
работа взорвала культурное пространство Западной Европы. Высказанные в ней идеи вошли в резонанс с массовым самочувствием западного человека и породили мощную социально-мировоззренческую волну. Вот каким образом О.Шпенглеру представляется будущее Европы: «Гибель Запада, рассмотренная таким образом, означает не больше и не меньше как проблему цивилизации… Цивилизация – неизбежная судьба культуры... Каждая культура обнаруживает глубоко символическую и почти мистическую связь с протяжённостью, с пространством, в котором и через которое она ищет самоосуществления. Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, её кровь свёртывается, силы надламываются – она становится цивилизацией... Таков смысл всех закатов – внутреннего и внешнего завершения, доделанности, ожидающей каждую живую культуру, – из числа которых в наиболее отчётливых контурах вырисовывается перед нами «закат Античности», между тем как уже сегодня мы явственно ощущаем в нас самих и вокруг себя брезжущие знамения нашего – события, которое падает на первые века ближайшего тысячелетия, – «заката Европы»86.
К началу XX века негативные последствия развития индустриального общества стали очевидны, что привело к активному поиску альтернативных социальных проектов и к массовому разочарованию в буржуазной идеологии. История культуры в XX веке полна примеров, подтверждающих это положение. Ослабление катарсического потенциала идеологии, её неспособность ответить на вызовы времени, разрушение сложившихся каналов трансляции бытийного опыта стимулируют активный поиск мировоззренческой альтернативы, способной обеспечивать человека переживанием бытийного опыта. В процессе этого поиска человек активно обращается к мировоззренческим интуициям иных эпох и культур. Вновь в обиход входят достижения античной мифологии, актуализируется такое направление мысли, как неоплатонизм, растёт интерес к гностицизму, происходит переоткрытие восточной мифологии с соответствующей психотехникой, активно изучаются представления и ритуалы латиноамериканских индейцев и т.д. Но для того, чтобы вновь открытые интуиции смогли работать, они должны были сопровождаться определённой ритуальной практикой, единственно способной наполнить достаточно отвлечённые мировоззренческие интуиции токами живой жизни. Не секрет, что прямое заимствование этой практики было весьма затруднено, либо в силу отсутствия в Европе соответствующих условий и социальных институтов, делающих возможным поддержание тех либо иных ритуалов (например, шаманизма), либо в силу того, что популярные мировоззренческие интуиции относились к мёртвым культурам и говорить об их воспроизведении и поддержании можно было только в смысле возможной реконструкции в духе новодела. В этих условиях перед человеком встал вопрос, как можно приобщиться к таким мировоззренческим интуициям, которые не имеют реальной связи с повседневной человеческой жизнью? Найденный ответ был простой и чрезвычайно эффективный. Оказалось, что человеческая личность – этот продукт Нового времени – сделала человека настолько суверенным и независимым, что усвоение им тех либо иных мировоззренческих интуиций могло происходить практически напрямую без использования сложных социальных институтов. Опора на собственные силы и способность к автономной самомотивации в сочетании с опытом интроспекции открыла ему путь к таившемуся в глубинах его сознания мировоззренческому арсеналу колоссальной мощности. Открытие это произошло частично случайным образом, за счёт обобщения эмпирических и во многом дилетантских попыток воспроизведения в европейских условиях ритуальных практик тех либо иных конфессий или мировоззренческих школ (в этом отношении весьма показательной является история попыток ассимиляции дзен-буддизма в Европе). Психотехника, разработанная в этом направлении буддизма, как нельзя лучше подходила на роль универсальной, не привязанной к той либо иной культуре психотехники, естественно, европейцы не могли пройти мимо такой возможности приобщения к альтернативной мировоззренческой системе и опыт такого приобщения послужил тем эмпирическим источником, из которого выросло знание о таящихся в глубинах человеческого подсознания сокровищах. Другим путём, приведшим человека к собственному подсознанию, был путь научно-экспериментальный, исследования, предпринятые в психиатрии (Шарко, З.Фрейд, К.Г.Юнг), исследования изменённых состояний сознания (У.Джеймс), изучение феноменологии религиозного опыта (Р.Отто), открытие психоактивных веществ показали, что в подсознании человека существует целая вселенная мировоззренческих интуиций, часть из которых актуализирована и известна человеку, часть же ждёт своего часа, и как только этот час наступает, они активизируются для того, чтобы снабдить человека необходимыми мировоззренческими ресурсами. Оказалось, что образы эти достаточно жёстко иерархизированы, и чем ближе к истокам сознания мы находимся, тем проще и абстрактнее эти образы, тем
Останні події
- 01.05.2025|10:38В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
- 30.04.2025|09:36Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»