
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Начиная с Николая Кузанского, понятие бесконечного сопрягается с понятием единицы и у самих математиков, что можно увидеть далее при рассмотрении «Геометрии неделимых» Кавальери, а также и у Галилея. Не менее существенным для становления механики и математики XVII века было также то уравнение в правах приблизительного и точного знания, которое мы видим у Кузанца, ведь именно Кузанец объявил приблизительным математическое знание, почитавшееся издревле за точное. Отказ от разделения между бытием и единым приводит к представлениям об отсутствии объективно выделенных мест в пространстве и, как следствие, к развенчанию идеи о центральном месте Земли в универсуме, из этого представления следует и принцип относительности, лежащий в основе ньютоновской механики. Таким образом, мы можем рассматривать Кузанского в качестве мыслителя, повлиявшего и на Коперника и на Ньютона. Немецкий исследователь творчества Николая Кузанского Г.Гаймсет утверждает, что с Кузанского начинается философия и наука Нового времени.
Итак, переход от Античности к Средневековью сопровождался изменением в характере человеческой деятельности, что вызвало существенную идеологическую трансформацию в человеческом сознании, результатом которой стало принятие христианства и утверждение его в качестве основной мировоззренческой парадигмы в период Средневековья. Переход от Античности к христианству сопровождался ограничением античной формы рациональности и выработкой новой рациональности, опирающейся на новые мировоззренческие интуиции. Высшей формой этой новой рациональности стало латинское богословие.
Дальнейшее развитие человеческой деятельности, сопровождавшееся ещё большей автономизацией человеческого индивида, привело к тому, что прежняя (христианская) парадигма во многом утратила свою конструктивную роль, с XV века человек начинает испытывать дискомфорт в рамках прежнего мировоззрения и начинает активные поиски новой мировоззренческой позиции, отвечающей реалиям изменившегося мира и обеспечивающей трансляцию бытийного опыта на уровень индивида. В процессе создания нового мировоззрения человеку приходится преодолевать сопротивление со стороны средневековой рациональности – богословия. Для этого он обращается к апофатической установке, разрабатываемой как в рамках античного неоплатонизма, так и в православном апофатическом богословии. Принятие этой установки способствовало легитимизации бытийного опыта ренессансного человека и выработке на его основе нового комплекса мировоззренческих интуиций, соответствующих изменившимся реалиям человеческого существования. С момента институциализации и легитимизации новое мировоззрение становится основой для формирования постсредневековой рациональности, послужившей основой буржуазной цивилизации Нового времени. Каким образом этот новый тип рациональности создаётся? Ответ будет удивительно простым: при помощи старой рациональности осмысливаются новые мировоззренческие интуиции и из этого осмысления делаются выводы, меняющие общую картину мира, отсюда следуют новые выводы и т.д. В качестве примера приведём ситуацию с идеей прогресса. Очевидно, что в основе этой идеи можно отыскать христианские интуиции грядущего спасения: легко увидеть, по мнению Кристофера Досона, что эта вера в прогресс получила распространение в период торжествующей национальной и культурной экспансии, когда Западная Европа обрела нечто вроде мировой гегемонии. Но не менее ясно и то, что она не являлась чисто рациональной конструкцией, а была, в сущности, не чем иным, как секуляризованной версией традиционного христианского взгляда. Несмотря на их христианское происхождение, интуиции эти были переосмыслены и связаны с человеческой деятельностью и окружающим человека миром, что принципиально изменило ситуацию. Традиционный христианский подход предполагал, что спасение придёт благодаря вмешательству божественного начала, и связывал спасение с некой трансцендентной по отношению к миру реальностью. Новое время с его интуицией единой реальности и его представлением о том, что реальность во всей её полноте доступна человеку, переинтерпретировало традиционную интуицию спасения в представление о спасении через деятельность в мире человеческого существования и тем самым придало ей принципиально новое содержание.
3.3. Судьба апофатизма в Новое время
Становление нового буржуазного мировоззрения с его нацеленностью на изменение окружающего человека мира, с его неукротимой жаждой деятельности не могло не опираться на человеческий разум, что дезактуализировало апофатическую установку, которая в очередной раз отошла за кулисы истории, чтобы там дожидаться своего часа.
Мировоззрение Нового времени можно охарактеризовать тремя основными ценностями, лежащими в его основе, – это прогресс, рационализм, равенство. Именно в силу этого оно и получило название Просвещения. Представление о богоравности человека, вера в то, что посредством своей деятельности человек может изменять мир в лучшую сторону и, соответственно,
Останні події
- 24.05.2025|13:24Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
- 24.05.2025|13:19У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
- 24.05.2025|13:15«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
- 23.05.2025|09:25Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»