Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

Начиная с Николая Кузанского, понятие бесконечного сопрягается с понятием единицы и у самих математиков, что можно увидеть далее при рассмотрении «Геометрии неделимых» Кавальери, а также и у Галилея. Не менее существенным для становления механики и математики XVII века было также то уравнение в правах приблизительного и точного знания, которое мы видим у Кузанца, ведь именно Кузанец объявил приблизительным математическое знание, почитавшееся издревле за точное. Отказ от разделения между бытием и единым приводит к представлениям об отсутствии объективно выделенных мест в пространстве и, как следствие, к развенчанию идеи о центральном месте Земли в универсуме, из этого представления следует и принцип относительности, лежащий в основе ньютоновской механики. Таким образом, мы можем рассматривать Кузанского в качестве мыслителя, повлиявшего и на Коперника и на Ньютона. Немецкий исследователь творчества Николая Кузанского Г.Гаймсет утверждает, что с Кузанского начинается философия и наука Нового времени.
Итак, переход от Античности к Средневековью сопровождался изменением в характере человеческой деятельности, что вызвало существенную идеологическую трансформацию в человеческом сознании, результатом которой стало принятие христианства и утверждение его в качестве основной мировоззренческой парадигмы в период Средневековья. Переход от Античности к христианству сопровождался ограничением античной формы рациональности и выработкой новой рациональности, опирающейся на новые мировоззренческие интуиции. Высшей формой этой новой рациональности стало латинское богословие.
Дальнейшее развитие человеческой деятельности, сопровождавшееся ещё большей автономизацией человеческого индивида, привело к тому, что прежняя (христианская) парадигма во многом утратила свою конструктивную роль, с XV века человек начинает испытывать дискомфорт в рамках прежнего мировоззрения и начинает активные поиски новой мировоззренческой позиции, отвечающей реалиям изменившегося мира и обеспечивающей трансляцию бытийного опыта на уровень индивида. В процессе создания нового мировоззрения человеку приходится преодолевать сопротивление со стороны средневековой рациональности – богословия. Для этого он обращается к апофатической установке, разрабатываемой как в рамках античного неоплатонизма, так и в православном апофатическом богословии. Принятие этой установки способствовало легитимизации бытийного опыта ренессансного человека и выработке на его основе нового комплекса мировоззренческих интуиций, соответствующих изменившимся реалиям человеческого существования. С момента институциализации и легитимизации новое мировоззрение становится основой для формирования постсредневековой рациональности, послужившей основой буржуазной цивилизации Нового времени. Каким образом этот новый тип рациональности создаётся? Ответ будет удивительно простым: при помощи старой рациональности осмысливаются новые мировоззренческие интуиции и из этого осмысления делаются выводы, меняющие общую картину мира, отсюда следуют новые выводы и т.д. В качестве примера приведём ситуацию с идеей прогресса. Очевидно, что в основе этой идеи можно отыскать христианские интуиции грядущего спасения: легко увидеть, по мнению Кристофера Досона, что эта вера в прогресс получила распространение в период торжествующей национальной и культурной экспансии, когда Западная Европа обрела нечто вроде мировой гегемонии. Но не менее ясно и то, что она не являлась чисто рациональной конструкцией, а была, в сущности, не чем иным, как секуляризованной версией традиционного христианского взгляда. Несмотря на их христианское происхождение, интуиции эти были переосмыслены и связаны с человеческой деятельностью и окружающим человека миром, что принципиально изменило ситуацию. Традиционный христианский подход предполагал, что спасение придёт благодаря вмешательству божественного начала, и связывал спасение с некой трансцендентной по отношению к миру реальностью. Новое время с его интуицией единой реальности и его представлением о том, что реальность во всей её полноте доступна человеку, переинтерпретировало традиционную интуицию спасения в представление о спасении через деятельность в мире человеческого существования и тем самым придало ей принципиально новое содержание.


3.3. Судьба апофатизма в Новое время

Становление нового буржуазного мировоззрения с его нацеленностью на изменение окружающего человека мира, с его неукротимой жаждой деятельности не могло не опираться на человеческий разум, что дезактуализировало апофатическую установку, которая в очередной раз отошла за кулисы истории, чтобы там дожидаться своего часа.
Мировоззрение Нового времени можно охарактеризовать тремя основными ценностями, лежащими в его основе, – это прогресс, рационализм, равенство. Именно в силу этого оно и получило название Просвещения. Представление о богоравности человека, вера в то, что посредством своей деятельности человек может изменять мир в лучшую сторону и, соответственно,

Останні події

01.05.2025|16:51
V Міжнародний літературний фестиваль «Фронтера» оголошує старт продажу квитків та імена перших учасників
01.05.2025|10:38
В Ужгороді презентували «гуцул-фентезі» Олександра Гавроша
30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина


Партнери