
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
становится понятно, что дальнейшее развитие науки предполагает выход за пределы деятельностной парадигмы и учёт тех связей между человеком и миром, которые ранее не признавались в качестве существенных и детерминирующих человеческую активность. Одним из таких кардинальных измерений является человеческое бытие. Действительно, рационалистическая цензура недискурсивных форм духовной активности препятствует полноценной рецепции опыта бытия и тем самым лишает человека важнейшего жизненного ресурса.
Пытаясь вырваться из удушающих объятий разума, человек провозглашает необходимость сознательного ограничения потенций деятельностного сознания и введения дисциплины разума, результатом которой должно стать некое апофатическое отношение к разуму. Эта реакция в сфере высокой культуры обычно сопровождается стихийным прорывом неприрученных бытийных сил в сфере массового сознания, такой прорыв, как правило, приводит к возникновению новой культурной парадигмы. Нам представляется, что можно выделить несколько этапов такого взаимодействия. На первом этапе происходило рациональное освоение традиционной античной культуры, освоение, вылившееся в возникновение античной философии. Последовательное проведение в жизнь тех установок, которые характеризуют античную философию, привело к осознанию ограниченности человеческого разума и созданию апофатической системы Плотина, к этому же времени относится возникновение христианства, ставшего основной формой манифестации бытийного опыта в ту эпоху. Попытки рационального освоения христианства привели к очередному витку самоограничения человеческого разума и к возникновению концепции апофатического богословия как способа сохранения доступа к бытийному опыту в условиях господства деятельностной парадигмы. В качестве спонтанной реакции на рациональную репрессию христианства возникает движение гуманизма, связывающее бытийный опыт с человеческой субъективностью. Новое время неустанно эксплуатирует потенциал этого способа связи с бытийным опытом. Исчерпание его возможностей, свидетелями которого мы в настоящее время являемся, сопровождается возникновением апофатического гуманизма и спонтанным обращением к человеческому подсознанию как способу связи с бытийным опытом.
Итак, реализация установки на дискурсивную утилизацию опыта бытия выливается в определённые, характерные для каждой исторической эпохи и культуры формы. Античная рефлексия над опытом бытия привела к возникновению античной философии. Средневековье подарило человечеству богословие, а Новое время – науку. Рефлексивное освоение бытийного опыта происходит на фоне развития человеческой деятельности и как таковое сопровождается деятельностным цензурированием бытийных форм духовности и коррелирует с ним. В результате возникает ситуация, в которой момент обнаружения границ рефлексивного моделирования бытийного опыта практически совпадает с моментом утраты общественным сознанием полноценной коммуникации с опытом бытия. Осознание сложившейся ситуации сопровождается сознательным стремлением к ограничению универсалистских претензий дискурсивного (пропозиционального, вербального) мышления с целью сохранения пространства для естественного протекания бытийного опыта и спонтанной актуализацией тех форм духовной активности, которые в состоянии обеспечить человека связью с бытием. Именно такие периоды в истории человечества связаны с возникновением различных версий апофатики и становлением новых культурных парадигм.
Проиллюстрируем эту мысль на историческом материале. Начнём с Античности. В истории той эпохи можно выделить два мегатренда. Первый, берущий своё начало с периода архаики, условно можно назвать трендом рационализации, суть этого тренда заключается в том, что по мере развития человеческой деятельности и по мере вытеснения ею традиционных, базирующихся на древних мифологических алгоритмах форм жизнедеятельности человек начинает перерабатывать и переосмысливать весь массив традиционного мифологического материала сквозь призму нового понимания мира, понимания, рождающегося в горниле человеческой деятельности. В результате этого процесса возникает античная религия, которая, в отличие от архаичной античной мифологии, подвергается значительным рационально мотивированным трансформациям – появляются новые боги, которые сознательно привлекаются, так сказать, со стороны, рационализируются ритуалы (реформы Солона) с тем, чтобы лучше соответствовать условиям полисного существования древних греков. Но вершиной рационального переистолкования традиционного мифологического материала становится античная философия. На основе этих источников формируется античное мировоззрение. Этот тренд, зародившись в древности, благополучно доминировал в античной истории вплоть до эпохи эллинизма. Именно с ним мы связываем достижения классической греческой мысли. В русле интересующей нас темы это прежде всего те подходы к пониманию бытия, которые мы связываем с именами Платона и Аристотеля.
Дальнейшее развитие человеческой деятельности в эпоху
Останні події
- 24.05.2025|13:24Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
- 24.05.2025|13:19У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
- 24.05.2025|13:15«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
- 23.05.2025|09:25Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
- 20.05.2025|11:40Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
- 16.05.2025|15:50«Танго для трьох»: він, вона і кґб
- 15.05.2025|10:47Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
- 14.05.2025|19:0212-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
- 14.05.2025|10:35Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
- 14.05.2025|10:29У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»