Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Завантажити

становится понятно, что дальнейшее развитие науки предполагает выход за пределы деятельностной парадигмы и учёт тех связей между человеком и миром, которые ранее не признавались в качестве существенных и детерминирующих человеческую активность. Одним из таких кардинальных измерений является человеческое бытие. Действительно, рационалистическая цензура недискурсивных форм духовной активности препятствует полноценной рецепции опыта бытия и тем самым лишает человека важнейшего жизненного ресурса.
Пытаясь вырваться из удушающих объятий разума, человек провозглашает необходимость сознательного ограничения потенций деятельностного сознания и введения дисциплины разума, результатом которой должно стать некое апофатическое отношение к разуму. Эта реакция в сфере высокой культуры обычно сопровождается стихийным прорывом неприрученных бытийных сил в сфере массового сознания, такой прорыв, как правило, приводит к возникновению новой культурной парадигмы. Нам представляется, что можно выделить несколько этапов такого взаимодействия. На первом этапе происходило рациональное освоение традиционной античной культуры, освоение, вылившееся в возникновение античной философии. Последовательное проведение в жизнь тех установок, которые характеризуют античную философию, привело к осознанию ограниченности человеческого разума и созданию апофатической системы Плотина, к этому же времени относится возникновение христианства, ставшего основной формой манифестации бытийного опыта в ту эпоху. Попытки рационального освоения христианства привели к очередному витку самоограничения человеческого разума и к возникновению концепции апофатического богословия как способа сохранения доступа к бытийному опыту в условиях господства деятельностной парадигмы. В качестве спонтанной реакции на рациональную репрессию христианства возникает движение гуманизма, связывающее бытийный опыт с человеческой субъективностью. Новое время неустанно эксплуатирует потенциал этого способа связи с бытийным опытом. Исчерпание его возможностей, свидетелями которого мы в настоящее время являемся, сопровождается возникновением апофатического гуманизма и спонтанным обращением к человеческому подсознанию как способу связи с бытийным опытом.
Итак, реализация установки на дискурсивную утилизацию опыта бытия выливается в определённые, характерные для каждой исторической эпохи и культуры формы. Античная рефлексия над опытом бытия привела к возникновению античной философии. Средневековье подарило человечеству богословие, а Новое время – науку. Рефлексивное освоение бытийного опыта происходит на фоне развития человеческой деятельности и как таковое сопровождается деятельностным цензурированием бытийных форм духовности и коррелирует с ним. В результате возникает ситуация, в которой момент обнаружения границ рефлексивного моделирования бытийного опыта практически совпадает с моментом утраты общественным сознанием полноценной коммуникации с опытом бытия. Осознание сложившейся ситуации сопровождается сознательным стремлением к ограничению универсалистских претензий дискурсивного (пропозиционального, вербального) мышления с целью сохранения пространства для естественного протекания бытийного опыта и спонтанной актуализацией тех форм духовной активности, которые в состоянии обеспечить человека связью с бытием. Именно такие периоды в истории человечества связаны с возникновением различных версий апофатики и становлением новых культурных парадигм.
Проиллюстрируем эту мысль на историческом материале. Начнём с Античности. В истории той эпохи можно выделить два мегатренда. Первый, берущий своё начало с периода архаики, условно можно назвать трендом рационализации, суть этого тренда заключается в том, что по мере развития человеческой деятельности и по мере вытеснения ею традиционных, базирующихся на древних мифологических алгоритмах форм жизнедеятельности человек начинает перерабатывать и переосмысливать весь массив традиционного мифологического материала сквозь призму нового понимания мира, понимания, рождающегося в горниле человеческой деятельности. В результате этого процесса возникает античная религия, которая, в отличие от архаичной античной мифологии, подвергается значительным рационально мотивированным трансформациям – появляются новые боги, которые сознательно привлекаются, так сказать, со стороны, рационализируются ритуалы (реформы Солона) с тем, чтобы лучше соответствовать условиям полисного существования древних греков. Но вершиной рационального переистолкования традиционного мифологического материала становится античная философия. На основе этих источников формируется античное мировоззрение. Этот тренд, зародившись в древности, благополучно доминировал в античной истории вплоть до эпохи эллинизма. Именно с ним мы связываем достижения классической греческой мысли. В русле интересующей нас темы это прежде всего те подходы к пониманию бытия, которые мы связываем с именами Платона и Аристотеля.
Дальнейшее развитие человеческой деятельности в эпоху

Останні події

13.10.2025|12:48
«Гетьманіана Старицького»: Унікальна виставка відкриває зв´язок між Козацькою добою та сучасною боротьбою
13.10.2025|12:40
«Крилатий Лев – 2025»: У Львові назвали найкращих авторів прозових рукописів
13.10.2025|12:35
Завершується прийом зголошень на Премію імені Юрія Шевельова-2025
13.10.2025|12:21
12 топових видавництв, десятки книжкових новинок та фігура-гігантка Лесі Українки: Україна вдруге на LIBER
11.10.2025|13:07
Засновник Ukraїner Богдан Логвиненко мобілізувався до ЗСУ: "Не бути пліч-о-пліч - емоційно складніше"
11.10.2025|13:02
Вероніка Чекалюк презентує у Відні унікальні "метафоричні карти" для спілкування за столом
09.10.2025|19:19
Ласло Краснагоркаї — Нобелівський лауреат із літератури 2025 року
07.10.2025|17:37
“Тисяча осяйних сонць”: бестселер про долі жінок в Афганістані вийшов українською
06.10.2025|15:47
«Основи» готують до друку три романи Самюеля Бекета до 120-річчя автора
06.10.2025|15:34
Стартував прийом заявок на Премію Читомо-2025 за видатні досягнення у книговиданні


Партнери