Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

Античности приводит к усилению техно-рациональных способов регуляции человеческой жизни, что в конечном итоге усиливает деятельностное давление на человека. Происходит цензурирование и ослабление тех бытийных элементов, которые в неявной форме лежали в основании античного мировоззрения классической эпохи и обеспечивали его катарсический потенциал. В результате античное мировоззрение утрачивает свою эффективность и перестаёт удовлетворять античного человека. Именно с этим периодом античной истории связано зарождение нового культурного мегатренда, направленного на эмансипацию бытийных истоков человеческого существования и приведшего в конце концов к принятию христианства и зарождению на его основе новой формы рациональности – средневекового богословия. Но прежде чем это произошло, античный мир на протяжении длительного времени пытался поддерживать конструктивное сосуществование деятельностного и бытийного измерений человеческой субъективности. Осознание сложившейся ситуации сопровождается сознательным стремлением к ограничению универсалистских претензий дискурсивного (пропозиционального, вербального) мышления с целью сохранения пространства для естественного протекания бытийного опыта и спонтанной актуализацией тех форм духовной активности, которые в состоянии обеспечить человека связью с бытием. Отражением этого стремления стало зарождение последней великой традиции античной философии – неоплатонизма. Именно ему мы обязаны наиболее полной и явной формулировкой апофатизма. Неоплатонизм исходил из того, что наиболее адекватная позиция деятельностного разума по отношению к бытийному опыту – это позиция сознательного самоустранения. Например, согласно Плотину, открытие высших уровней реальности невозможно иначе, кроме как через их созерцание, соответственно традиционный разум здесь не только не может помочь, но и мешает. Поэтому мудрец должен стремиться освободить своё сознание от вербального, дискурсивного, пропозиционального мышления с тем, чтобы таким образом дать бытийному опыту возможность свободного самораскрытия. «И мы своим бытием и всем своим существом, – как пишет Плотин, – всецело утверждаемся на этом сущем, к нему всегда обращены, ибо в нём лежит наше начало. Ведь мы мыслим эйдосы, не прибегая к образам и отражениям, а это значит, что мы сами принадлежим к их числу, и если нам бывает доступно истинное знание о них, то это не потому, что мы их воспринимаем или овладеваем ими, а потому, что к ним возносимся и среди них находимся»38. Это есть первая ступень восхождения, на которой мы освобождаемся от чувственного и сосредоточиваем себя в уме. Но необходимо превзойти ум, ибо речь идёт о достижении предмета, который выше его. Ибо «в Духе мышление проявляется именно как творческая сила, которая всё производит из самой себя, так что энергия этой силы есть вместе и субстанция, или сливается с субстанцией, мышление которой вовсе не есть что-то отличное от неё, но она же сама. Словом, это творящее мышление представляет такое существо, которое мыслит всегда самое себя, а не что-либо другое, и только логически, в абстракции можно отличать тут мыслимое от мыслящего и усматривать в этом множественность»39. К этой природе подходят отрицательные определения, напоминающие определения из «Мистического богословия» Дионисия: «Бог – это не душа и не ум, а поскольку сознание, мысль, воображение и представление у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни определить Его – невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни вечностью, ни временем и объять Его мыслью – невозможно»40.
Происходит возврат к традиционному разделению истины на самооткрывающуюся и познаваемую. То, что у Парменида и Платона воспринималось как пережиток мифологизма и на протяжении длительного времени изживалось из античной философии, сейчас провозглашается наиболее адекватным подходом, позволяющим определить подобающее место для разума и опыта бытия.
Одновременно с усилением апофатической установки в сфере высокой культуры мы можем проследить аналогичные процессы и в сфере массовой культуры. Этот период Античности характеризуется массовым интересом к различного рода архаическим культам, широким распространением мистериальных практик и пр. В целом можно сказать, что народное сознание, будучи неудовлетворённым наличной ситуацией в сфере официальной религиозной практики, ищет альтернативные пути к бытийному опыту. К ряду наиболее мощных явлений, характеризующих эту эпоху, следует отнести расцвет мистериальных культов, рост популярности митраизма и широкое распространение гностических учений. Но безусловной вершиной этих исканий стало христианство. Именно в нём античное сознание обрело чаемое успокоение и опору для дальнейшего развития. Результатом принятия христианства стало формирование системы личностной интерпретации опыта

Останні події

30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса


Партнери