Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

активности, путём к достижению совершенства. В полном согласии с такой установкой создание науки о человеке рассматривалось в качестве вернейшего средства разрешения всех экзистенциальных вопросов, время от времени беспокоящих человека. Коль скоро разрыв между бытийным и деятельностным измерениями человеческого был существенно компенсирован и проблема дефицита бытийного опыта потеряла свою остроту, человек Нового времени с новой силой ринулся в развитие мира, построенного на основе деятельностного подхода, очень скоро забыв о том мировоззренческом кризисе, с которым он имел дело совсем недавно.
Упоённый открывшимися перед ним возможностями, он легко впал в грех гордыни и самомнения. И данная установка работала всё время, пока был жив личностный энтузиазм эпохи. И лишь после утраты этой идеей своей «харизмы» (М.Вебер) пришло осознание того обстоятельства, что познавательная стратегия эссенциалистского типа не может претендовать на неограниченную универсальность собственного метода.
Как известно, развитие человеческой деятельности сопровождалось постепенным отдалением человека от своих бытийных корней и, как следствие, лишением доступа к бытийному опыту, что чревато серьёзнейшими мировоззренческими проблемами. Исторически первой формой компенсации такого положения вещей стала система мифо-ритуальной активности. Благодаря её внедрению человек получил доступ к мощному механизму компенсации, обеспечивавшему развитие человека деятельностного на протяжении весьма длительного периода. Следующим этапом в развитии человеческой деятельности, потребовавшим новых средств для восстановления слабеющей связи с бытием, стал период, называемый осевым временем. Главным достижением этого периода стала выработка системы личностной интерпретации традиционного мифо-ритуального комплекса и появление на основе этой компенсации великих монотеистических религий. Достигнутый в результате компромисс между бытийным и деятельностным измерениями человека позволил последнему более-менее безболезненно развивать деятельностный подход к миру на протяжении почти двух тысяч лет. Это не значит, что на данном пути не возникало проблем и что человек не осознавал тех, по большей части неразрешимых, противоречий между бытийной и деятельностной установками, которые существовали в рамках личностных религий. Все это было, и проблемы проявлялись, о чем, в частности, свидетельствует возникновение различных мистических течений в рамках монотеистических религий, течений, провозглашавших своим приматом развитие внедеятельностной ориентации на мир. Но в целом пафос личностного активизма был ещё так силён, человек связывал с развитием своей деятельности ещё столько надежд, что ему удавалось создавать весьма эффективные формы деятельностных идеологий. Более того, человек был так зачарован своими деятельностными достижениями, что когда на исходе средних веков начала давать сбой система личностной религиозности, человек, ничуть не сомневаясь в потенциале деятельностного подхода, пошёл по пути усиления деятельностной составляющей религий за счёт акцентуации роли рационального начала, усматривая в развитии человеческого разума и основанной на нём рефлексии действенное средство для борьбы с надвигающимся мировоззренческим кризисом. Наука была провозглашена спасительницей человека, и с ней связывались человеческие чаяния на грядущее блаженство. Именно в это время возникают великие философские системы, провозглашавшие суверенность человеческого разума в деле решения основных мировоззренческих вопросов.
Отметим одну очень важную особенность той идеологии, которую развивало Новое время, – это её (идеологии) самосознание в качестве продолжательницы тех идей, которые развивались в рамках средневековой, религиозной по своему существу философии. Это очень важный момент. Дело в том, что провозглашение Разума высшим судией в решении традиционных, доставшихся в наследство от Средневековья вопросов по сути означает признание основных доктринальных положений христианской философии, при акцентуации значения познавательного подхода в решении этих традиционных проблем. Возникает вопрос, в чём специфика этого нового познавательного подхода по сравнению с тем, который практиковали средневековые мыслители, ведь, как было показано выше, средневековые философы, в большинстве своём находившиеся под влиянием античной традиции, весьма высоко ценили разум и отводили ему важнейшее место в деле приближения к богу, по сути ставя знак равенства между богопознанием и всем содержанием религиозной активности. Видный исследователь средневековой философии следующим образом описывает её отношение к знанию: «Это усилие преобразовать истину веры в истину знания и составляет настоящую жизнь христианской мудрости; совокупность рациональных истин, которые доставляет нам это усилие, и образует саму христианскую философию»43. К началу Нового времени становится ясным, что тот познавательный проект, который пыталась реализовать средневековая философия, не достиг своих целей; выходя за

Останні події

30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса


Партнери