
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
разумом его права на верховенство, клеймится как реакционное и не имеющее права на существование.
Ситуация драматически меняется во второй половине XIX века. В это время мы сталкиваемся с положением, когда и высокая, и народная культура пропитывается идеями об ограниченности сугубо деятельностной трактовки природы человека и, соответственно, об ограниченности возможностей дискурсивного (научного) разума. Разрушается представление о бесконечных возможностях человеческого самосознания. Впервые с начала времён человек усомнился в словах змия о том, что знание сделает людей подобными богам. Рациональное перестает восприниматься как единственно верный путь к реальности и свободе, как способ утверждения свободной человеческой субъективности. По сути, становится понятно, что представление о возможности возникновения самодостаточной системы человеческой субъективности, построенной на основе сугубо деятельностного принципа, утопичны. И дело не только в том, что внедеятельностные формы субъективности не поддаются полноценному переложению на язык дискретных деятельностных систем моделирования. Более важно то обстоятельство, что деятельностная субъективность построена на принципе самосознания. А это, по сути, означает, что то представление о реальности, которое служит исходным материалом для создания деятельностных дискурсивных моделей реальности для того, чтобы предстать перед сознанием в форме некоего осознающегося объекта, само должно, в свою очередь, попасть в сознание человека и лишь затем высветиться на экране самосознания. Превращение непосредственных чувственных впечатлений в содержание сознания есть процесс определённого моделирования реальности и отрыва полученной модели от непосредственной связи с реальностью. Таким образом, оказывается, что деятельностное отношение к миру изначально лишено базовой энергетической, полевой связи с миром, оно автономно от мира и вырабатывает свои представления о нём, используя энергию, накопленную в процессе непосредственного взаимодействия человека и мира в режиме их единства. Отсюда следует тот вывод, что само по себе деятельностное субъектирование не самодостаточно и требует постоянного взаимодействия с внедеятельностными формами субъективности, ответственными за трансляцию энергии бытия на уровень субъекта деятельностного концептирования. А раз так, то любые попытки избавления от внедеятельностных форм человеческой активности обречены на неудачу.
Итак, представление о возможности рациональной переделки человеческой субъективности теряет свою силу. Становится ясно, что любые формы дискурсивного моделирования не могут заменить целостного, аналогового подхода, свойственного внедеятельностным формам активности, во-первых, в силу их принципиальной несводимости к дискурсивным моделям, во-вторых, в силу того обстоятельства, что деятельностное моделирование может существовать только за счёт постоянной энергетической подпитки со стороны внедеятельностных форм активности.
Однако рациональное мировоззрение, строящееся на основе принципа всеобщности и необходимости своих положений, не может принять ситуации, когда его претензии на открытие истины будут ограничиваться внерациональными соображениями. Оно может существовать только в ситуации «всё или ничего». Казалось бы, в таком случае мы должны стать свидетелями крушения принципа научности в мировоззрении и замены рациональных форм самоактуализации человека на внерациональные типы самоопределения. Тем не менее этого не происходит. Оказывается, что тот факт, что рациональное мировоззрение не в состоянии решать так называемые экзистенциальные проблемы, ещё не является поводом для отказа от принципов рациональности. Дело в том, что наука, став производительной силой, приобрела в лице техники другой важнейший резон для собственного существования. Что с того, что сугубо рациональное мировоззрение не работает, ведь существует обширный опыт технического применения научных знаний, и достигаемое посредством этого опыта господство над природой является лучшим подтверждением значимости науки для человека.
Соответственно выявление ограничений на мировоззренческое использование науки не приводит к официальной дискредитации науки, её место и роль в системе человеческой субъективности по-прежнему весьма высоко оцениваются официальной культурой. Кроме того, личностная самоидентификация современного человека делает невозможным отказ от представления о человеке как о суверенном, наделённом свободой воли, самосознательном существе. Но именно эти качества неразрывно связаны с развитием рационального знания, а раз так, то современный человек и рациональность – суть вещи нераздельные.
Открывшаяся современному человеку неспособность науки решать стоящие перед ней мировоззренческие проблемы и, как следствие, утрата мировоззрением способности к обеспечению человеческого существования в мире отозвались усилением интереса к тем формам духовности, которые ориентированы на внедеятельностное измерение человека и на синкретическое
Останні події
- 16.10.2025|13:13Ласло Красногоркаї: Нобель 2025 спричинив стрімке зростання продажів та ажіотаж довкола нового роману
- 16.10.2025|13:11Волелюбність, гідність, гумор: «Архетип нації» дослідив ключові риси українців
- 16.10.2025|10:09«За чотирма зайцями»: «Основи» перевидають п´єси Нечуя-Левицького та Старицького в театральній серії
- 16.10.2025|10:01Срібло BELMA-2025: Український підручник з хімії підкорив Європу на Франкфуртському ярмарку
- 13.10.2025|12:48«Гетьманіана Старицького»: Унікальна виставка відкриває зв´язок між Козацькою добою та сучасною боротьбою
- 13.10.2025|12:40«Крилатий Лев – 2025»: У Львові назвали найкращих авторів прозових рукописів
- 13.10.2025|12:35Завершується прийом зголошень на Премію імені Юрія Шевельова-2025
- 13.10.2025|12:2112 топових видавництв, десятки книжкових новинок та фігура-гігантка Лесі Українки: Україна вдруге на LIBER
- 11.10.2025|13:07Засновник Ukraїner Богдан Логвиненко мобілізувався до ЗСУ: "Не бути пліч-о-пліч - емоційно складніше"
- 11.10.2025|13:02Вероніка Чекалюк презентує у Відні унікальні "метафоричні карти" для спілкування за столом