Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
СтратаЮрій Гундарєв
Архіваріус (новела)Віктор Палинський
АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Завантажити

разумом его права на верховенство, клеймится как реакционное и не имеющее права на существование.
Ситуация драматически меняется во второй половине XIX века. В это время мы сталкиваемся с положением, когда и высокая, и народная культура пропитывается идеями об ограниченности сугубо деятельностной трактовки природы человека и, соответственно, об ограниченности возможностей дискурсивного (научного) разума. Разрушается представление о бесконечных возможностях человеческого самосознания. Впервые с начала времён человек усомнился в словах змия о том, что знание сделает людей подобными богам. Рациональное перестает восприниматься как единственно верный путь к реальности и свободе, как способ утверждения свободной человеческой субъективности. По сути, становится понятно, что представление о возможности возникновения самодостаточной системы человеческой субъективности, построенной на основе сугубо деятельностного принципа, утопичны. И дело не только в том, что внедеятельностные формы субъективности не поддаются полноценному переложению на язык дискретных деятельностных систем моделирования. Более важно то обстоятельство, что деятельностная субъективность построена на принципе самосознания. А это, по сути, означает, что то представление о реальности, которое служит исходным материалом для создания деятельностных дискурсивных моделей реальности для того, чтобы предстать перед сознанием в форме некоего осознающегося объекта, само должно, в свою очередь, попасть в сознание человека и лишь затем высветиться на экране самосознания. Превращение непосредственных чувственных впечатлений в содержание сознания есть процесс определённого моделирования реальности и отрыва полученной модели от непосредственной связи с реальностью. Таким образом, оказывается, что деятельностное отношение к миру изначально лишено базовой энергетической, полевой связи с миром, оно автономно от мира и вырабатывает свои представления о нём, используя энергию, накопленную в процессе непосредственного взаимодействия человека и мира в режиме их единства. Отсюда следует тот вывод, что само по себе деятельностное субъектирование не самодостаточно и требует постоянного взаимодействия с внедеятельностными формами субъективности, ответственными за трансляцию энергии бытия на уровень субъекта деятельностного концептирования. А раз так, то любые попытки избавления от внедеятельностных форм человеческой активности обречены на неудачу.
Итак, представление о возможности рациональной переделки человеческой субъективности теряет свою силу. Становится ясно, что любые формы дискурсивного моделирования не могут заменить целостного, аналогового подхода, свойственного внедеятельностным формам активности, во-первых, в силу их принципиальной несводимости к дискурсивным моделям, во-вторых, в силу того обстоятельства, что деятельностное моделирование может существовать только за счёт постоянной энергетической подпитки со стороны внедеятельностных форм активности.
Однако рациональное мировоззрение, строящееся на основе принципа всеобщности и необходимости своих положений, не может принять ситуации, когда его претензии на открытие истины будут ограничиваться внерациональными соображениями. Оно может существовать только в ситуации «всё или ничего». Казалось бы, в таком случае мы должны стать свидетелями крушения принципа научности в мировоззрении и замены рациональных форм самоактуализации человека на внерациональные типы самоопределения. Тем не менее этого не происходит. Оказывается, что тот факт, что рациональное мировоззрение не в состоянии решать так называемые экзистенциальные проблемы, ещё не является поводом для отказа от принципов рациональности. Дело в том, что наука, став производительной силой, приобрела в лице техники другой важнейший резон для собственного существования. Что с того, что сугубо рациональное мировоззрение не работает, ведь существует обширный опыт технического применения научных знаний, и достигаемое посредством этого опыта господство над природой является лучшим подтверждением значимости науки для человека.
Соответственно выявление ограничений на мировоззренческое использование науки не приводит к официальной дискредитации науки, её место и роль в системе человеческой субъективности по-прежнему весьма высоко оцениваются официальной культурой. Кроме того, личностная самоидентификация современного человека делает невозможным отказ от представления о человеке как о суверенном, наделённом свободой воли, самосознательном существе. Но именно эти качества неразрывно связаны с развитием рационального знания, а раз так, то современный человек и рациональность – суть вещи нераздельные.
Открывшаяся современному человеку неспособность науки решать стоящие перед ней мировоззренческие проблемы и, как следствие, утрата мировоззрением способности к обеспечению человеческого существования в мире отозвались усилением интереса к тем формам духовности, которые ориентированы на внедеятельностное измерение человека и на синкретическое

Останні події

24.05.2025|13:24
Дискусії, перформанс і культурна дипломатія: як пройшов інтенсив EcoLab 2.0
24.05.2025|13:19
У просторі PEN Ukraine відбудеться читання Ганни Осадко і Марини Пономаренко
24.05.2025|13:15
«Україна. Свобода. Європа»: Старий Лев презентує книгу журналіста Ростислава Хотина
23.05.2025|09:25
Meridian Czernowitz видає третю поетичну збірку Шевченківської лауреатки Ярини Чорногуз — «Нічийний шафран»
20.05.2025|11:40
Оголошено Короткий список VII Всеукраїнського літературного конкурсу малої прози імені Івана Чендея 2025 року
16.05.2025|15:50
«Танго для трьох»: він, вона і кґб
15.05.2025|10:47
Літературний конкурс малої прози імені Івана Чендея оголосив довгі списки 2025 року
14.05.2025|19:02
12-й Чілдрен Кінофест оголосив програму
14.05.2025|10:35
Аудіовистава «Повернення» — новий проєкт театру Франца Кафки про пам’ять і дружбу
14.05.2025|10:29
У Лондоні презентували проєкт української військової поезії «Збиті рими»


Партнери