Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

священного. Новая религия освятила человеческую деятельность, типологически связав её с сакральным первоисточником – деятельностью творца. Возникшая на основе этой аналогии возможность перенесения сакрального измерения бытия в мир человеческой деятельности обеспечила субъекту этой деятельности достаточно надёжный доступ к бытийному опыту в режиме реального времени. Как только такой эффект был достигнут, человек деятельностный получил в своё распоряжение надёжный мотивационный ресурс, позволивший ему достаточно долго и комфортно существовать в охлаждённой атмосфере деятельностного мира. Корпус новой религии обеспечил соединение в одном теле двух разнокачественных реальностей – реальности повседневного мира человеческой деятельности и трансцендентной реальности священного. Это соединение реализуется через работу специального механизма, ответственного за переживание определённых бытийных феноменов в процессе человеческой деятельности. Концептуальным аналогом этого соединения становится свод определённых правил связи между профанным и сакральным, связи, обеспечивающей доступ человеческой личности к трансцендентным измерениям реальности. В основе этих правил лежит представление о соотношении истины, репрезентирующей личностную суверенность человека, и Откровения, ответственного за трансцендентное измерение бытия. В основе такого концептуального соединения, которое при всей своей значимости для культуры носило вторичный, эпифеноменальный, характер, лежало метафорическое отождествление додеятельностных символов бытийного опыта с реалиями деятельностного мира, отождествление, носившее не только концептуальный, но и реально энергийный характер, что, в конечном счёте, и обеспечивало доступ человека той эпохи к опыту бытийствования41.
Новая личностная интерпретация опыта священного не могла возникнуть на пустом месте и необходимо должна была если не базироваться на достижениях человеческого духа эпохи становления человеческой индивидуальности, то активно их использовать. Именно это и произошло с христианством. Возникнув первоначально как религиозный опыт великого виртуоза, продолжавшего отождествлять себя с иудейской религиозной традицией, далекое от античных традиций, христианство подверглось основательной трансформации, став тем привычным нам христианством, которое мы связываем с решениями Никейского собора. Именно эта трансформация сделала его востребованным со стороны античного общества и позволила ему просуществовать вплоть до нашего времени, выполняя функцию основного мотиватора европейского человека. Е.А.Торчинов пишет: «Таким образом, христианство оказалось как бы плавильным горном, переплавлявшим в себе культурное и религиозно-философское наследие средиземноморского мира, создавая новый синтез, отнюдь не сводимый ни к одному из своих компонентов, ни к Афинам, ни к Иерусалиму в чистом виде. Именно этот синтез сохранил основы культурного наследия Античности в новую эпоху, посеяв семена, из которых взошла новая европейская, романо-германская и византийско-славянская, цивилизация»42.
Христианство стало новой парадигмой для общественного сознания той эпохи, парадигмой, способной гарантировать дальнейшее развитие человеческой деятельности со свойственной ей ориентацией на дискурсивно-пропозициональные формы духовной активности и в то же время обеспечить человека надёжными средствами разрешения стоящих перед ним смысложизненных проблем. Казалось бы, что в этой ситуации мы должны наблюдать ослабление популярности апофатических установок в сфере высокой культуры. Но не всё так однозначно, достаточно сказать, что великие неоплатоники были современниками христианства и их идеи продолжали жить своей жизнью, но и в рамках самой христианской парадигмы зарождается апофатическая установка. Действительно, принятие христианской идеологии привело не только к возникновению христианизированных версий античного рационализма, что в общем-то вполне объяснимо, но и к появлению христианской версии апофатизма, связываемой прежде всего с именем Дионисия Ареопагита. Тексты этого мыслителя становятся известными в V веке и могут рассматриваться как культурные свидетельства позднеантичного периода. Тот факт, что переход от античной парадигмы к христианской не привёл к полному исчезновению апофатизма, может быть объяснён тем, что в отдельных местах позднеантичного мира складывались такие локальные условия существования человека, которые автоматически индуцировали апофатические установки у мыслителей, пытавшихся осмыслить сложившуюся ситуацию, благо дело, неоплатонический апофатизм всё ещё продолжал существовать и оказывать свое влияние на людей. Такое осознание возникло прежде всего там, где система деятельностного самоопределения человека была относительно слаборазвитой и, соответственно, деятельностная трансляция и интерпретация опыта священного имели наименьший запас прочности. Мы говорим о Восточной Римской империи. Сила имперских структур, отсутствие характерного для Европы класса феодалов, связанного отношениями

Останні події

30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса


Партнери