
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
- Архіваріус (новела)Віктор Палинський
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
осознанию в качестве нового и решающего преимущества человека в борьбе с противостоящим ему миром. Именно с успехами в развитии деятельности человек связывал свои надежды на будущее, что не могло не отразиться на статусе деятельности и обеспечивающих её духовных способностей. По аналогии с успехами, демонстрируемыми деятельностью в сфере повседневной жизненной активности, человек предположил, что обращение деятельностного подхода к решению проблем мировоззренческого цикла также должно принести свои результаты. Для этого требовалось пересмотреть традиционные способы решения мировоззренческих проблем и поставить на место прежних способов их представления и понимания новые, основанные на деятельностных алгоритмах подходы.
Человеческая деятельность развивается в пространстве, задаваемом двумя измерениями. Первое из них – это ориентация на отдельность человека и мира, мир для человека деятельностного – это прежде всего полигон приложения человеческих усилий с целью реализации человеческих же целей. Второе измерение – это расчёт, означающий, что деятельность, дабы быть успешной, должна строиться на понимании ситуации, понимании, позволяющем человеку выработать верный метод действий по достижению стоящих перед ним целей. Обобщая вышеописанные подходы, можем сказать, что деятельность предполагает отделённость человека деятельностного от мира и постоянное усилие разума (находиться в фокусе самосознания) по интерпретации происходящего с человеком. Только при соблюдении этих условий возможно достижение успехов в деятельности.
Перенесение этих требований в пространство мировоззренческого самоопределения человека означает переоценку места и значения традиционных архаических форм его самоопределения. Традиционные додеятельностные способы самопонимания человека стоят как раз на противоположных устоях. Для них характерно спонтанное самопроизвольное развёртывание содержания, при котором отдельный человек является скорее стороной, которой даруются определённое видение и интуиции о жизни, чем существом, исследующим суть жизни, при этом человек мыслит себя единым с миром, собственно говоря, это единство является условием защищённости, а в конечном итоге – спасения человека.
Естественно предположить, что перенесение деятельностного подхода в мировоззренческую сферу должно сопровождаться разрушением и переосмыслением традиционных способов понимания мира, и следы этой трансформации должны остаться в истории культуры.
О том, как происходило внедрение новых форм понимания мира в мировоззренческую сферу, можно судить на основании изучения трансформации представлений об истине.
Для традиционного сознания с его ориентацией на единство с миром характерно доверие к непосредственным данным восприятия, истина для него – это прежде всего нечто явленное и доступное прямому восприятию, нечто такое, что, как сказал бы М.Хайдеггер, кажет себя человеку в своей несокрытости. Согласно этой точке зрения истина дарует себя человеку, и на его долю остаётся лишь чуткое, но пассивное по своей сути внимание к открывающемуся в процессе истинствования истины содержанию. Подлинность этого содержания покоится в глубинах совместного бытия человека и мира и как таковая не может быть ничем поколеблена до того момента, пока человек готов быть чутким к этому единству. Совсем иную установку предполагает деятельностный подход. Мир как объект овладения и контроля противостоит человеку и скрывает свои тайны от прямого усмотрения, человеку следует приложить усилия и использовать специфическую технику для того, чтобы понять, что таит мир в своих глубинах и каким образом можно использовать это сокрытое для пользы человека. Возможность такого исследования во многом зависит от человека, от выбранной им жизненной позиции и правильности используемого метода. Конечно, тот факт, что человек в конце концов может исследовать окружающий его мир, каким-то образом связан с особенностями этого мира, но особенности эти тщательно скрываются от человека, и их познание равносильно пленению мира, пленению, осуществляющемуся при самом активном участии человека, хотя и не без помощи неких сил, существующих в трансцендентном пространстве реальности.
Такая установка автоматически означает недоверие к восприятию, которое в силу своей непроизвольности плохо поддаётся сознательному контролю, а значит может быть источником неистинного представления о реальности.
Одним из наиболее значительных памятников, запечатлевших в своём теле процесс перехода от архаического миропонимания к деятельностному мировоззрению, стало учение Платона. А его притча о пещере – ярчайшее свидетельство становления нового понимания истины. При этом, как справедливо отметил М.Хайдеггер, платоновское понимание истины содержит в себе в качестве элементов традиционного видения истины как несокрытости, так и новые деятельностные интуиции. Если мы внимательно присмотримся к структуре притчи, то увидим, что Платон рассматривает три разных подхода к истине. Первый связан с
Останні події
- 18.06.2025|19:26«Хлопчик, який бачив у темряві»: історія про дитинство, яке вчить бачити серцем
- 16.06.2025|23:44Під час «Книжкового двіжу» в Луцьку зібрали 267 892 гривень на FPV-дрони
- 16.06.2025|16:24«Основи» видадуть повну версію знаменитого інтерв’ю Сьюзен Зонтаґ для журналу Rolling Stone
- 12.06.2025|12:16«Видавництво Старого Лева» презентує фентезі від Володимира Аренєва «Музиканти. Четвертий дарунок»
- 07.06.2025|14:54Артем Чех анонсував нову книжку "Гра у перевдягання": ніжні роздуми про війну та біль
- 06.06.2025|19:48У США побачила світ поетична антологія «Sunflowers Rising»: Peace Poems Anthology: by Poets for Peace»
- 03.06.2025|12:21У серпні у Львові вперше відбудеться триденний книжковий BestsellerFest
- 03.06.2025|07:14Меридіан Запоріжжя та Меридіан Харків: наприкінці червня відбудуться дві масштабні літературні події за участі провідних українських авторів та авторок Вхідні
- 03.06.2025|07:10Найпопулярніші книжки для дітей на «Книжковому Арсеналі»: що почитати дітям
- 03.06.2025|06:51Фільм Мстислава Чернова «2000 метрів до Андріївки» покажуть на кінофестивалі Docudays UA