
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
- СтратаЮрій Гундарєв
осознанию в качестве нового и решающего преимущества человека в борьбе с противостоящим ему миром. Именно с успехами в развитии деятельности человек связывал свои надежды на будущее, что не могло не отразиться на статусе деятельности и обеспечивающих её духовных способностей. По аналогии с успехами, демонстрируемыми деятельностью в сфере повседневной жизненной активности, человек предположил, что обращение деятельностного подхода к решению проблем мировоззренческого цикла также должно принести свои результаты. Для этого требовалось пересмотреть традиционные способы решения мировоззренческих проблем и поставить на место прежних способов их представления и понимания новые, основанные на деятельностных алгоритмах подходы.
Человеческая деятельность развивается в пространстве, задаваемом двумя измерениями. Первое из них – это ориентация на отдельность человека и мира, мир для человека деятельностного – это прежде всего полигон приложения человеческих усилий с целью реализации человеческих же целей. Второе измерение – это расчёт, означающий, что деятельность, дабы быть успешной, должна строиться на понимании ситуации, понимании, позволяющем человеку выработать верный метод действий по достижению стоящих перед ним целей. Обобщая вышеописанные подходы, можем сказать, что деятельность предполагает отделённость человека деятельностного от мира и постоянное усилие разума (находиться в фокусе самосознания) по интерпретации происходящего с человеком. Только при соблюдении этих условий возможно достижение успехов в деятельности.
Перенесение этих требований в пространство мировоззренческого самоопределения человека означает переоценку места и значения традиционных архаических форм его самоопределения. Традиционные додеятельностные способы самопонимания человека стоят как раз на противоположных устоях. Для них характерно спонтанное самопроизвольное развёртывание содержания, при котором отдельный человек является скорее стороной, которой даруются определённое видение и интуиции о жизни, чем существом, исследующим суть жизни, при этом человек мыслит себя единым с миром, собственно говоря, это единство является условием защищённости, а в конечном итоге – спасения человека.
Естественно предположить, что перенесение деятельностного подхода в мировоззренческую сферу должно сопровождаться разрушением и переосмыслением традиционных способов понимания мира, и следы этой трансформации должны остаться в истории культуры.
О том, как происходило внедрение новых форм понимания мира в мировоззренческую сферу, можно судить на основании изучения трансформации представлений об истине.
Для традиционного сознания с его ориентацией на единство с миром характерно доверие к непосредственным данным восприятия, истина для него – это прежде всего нечто явленное и доступное прямому восприятию, нечто такое, что, как сказал бы М.Хайдеггер, кажет себя человеку в своей несокрытости. Согласно этой точке зрения истина дарует себя человеку, и на его долю остаётся лишь чуткое, но пассивное по своей сути внимание к открывающемуся в процессе истинствования истины содержанию. Подлинность этого содержания покоится в глубинах совместного бытия человека и мира и как таковая не может быть ничем поколеблена до того момента, пока человек готов быть чутким к этому единству. Совсем иную установку предполагает деятельностный подход. Мир как объект овладения и контроля противостоит человеку и скрывает свои тайны от прямого усмотрения, человеку следует приложить усилия и использовать специфическую технику для того, чтобы понять, что таит мир в своих глубинах и каким образом можно использовать это сокрытое для пользы человека. Возможность такого исследования во многом зависит от человека, от выбранной им жизненной позиции и правильности используемого метода. Конечно, тот факт, что человек в конце концов может исследовать окружающий его мир, каким-то образом связан с особенностями этого мира, но особенности эти тщательно скрываются от человека, и их познание равносильно пленению мира, пленению, осуществляющемуся при самом активном участии человека, хотя и не без помощи неких сил, существующих в трансцендентном пространстве реальности.
Такая установка автоматически означает недоверие к восприятию, которое в силу своей непроизвольности плохо поддаётся сознательному контролю, а значит может быть источником неистинного представления о реальности.
Одним из наиболее значительных памятников, запечатлевших в своём теле процесс перехода от архаического миропонимания к деятельностному мировоззрению, стало учение Платона. А его притча о пещере – ярчайшее свидетельство становления нового понимания истины. При этом, как справедливо отметил М.Хайдеггер, платоновское понимание истины содержит в себе в качестве элементов традиционного видения истины как несокрытости, так и новые деятельностные интуиции. Если мы внимательно присмотримся к структуре притчи, то увидим, что Платон рассматривает три разных подхода к истине. Первый связан с
Останні події
- 13.10.2025|12:48«Гетьманіана Старицького»: Унікальна виставка відкриває зв´язок між Козацькою добою та сучасною боротьбою
- 13.10.2025|12:40«Крилатий Лев – 2025»: У Львові назвали найкращих авторів прозових рукописів
- 13.10.2025|12:35Завершується прийом зголошень на Премію імені Юрія Шевельова-2025
- 13.10.2025|12:2112 топових видавництв, десятки книжкових новинок та фігура-гігантка Лесі Українки: Україна вдруге на LIBER
- 11.10.2025|13:07Засновник Ukraїner Богдан Логвиненко мобілізувався до ЗСУ: "Не бути пліч-о-пліч - емоційно складніше"
- 11.10.2025|13:02Вероніка Чекалюк презентує у Відні унікальні "метафоричні карти" для спілкування за столом
- 09.10.2025|19:19Ласло Краснагоркаї — Нобелівський лауреат із літератури 2025 року
- 07.10.2025|17:37“Тисяча осяйних сонць”: бестселер про долі жінок в Афганістані вийшов українською
- 06.10.2025|15:47«Основи» готують до друку три романи Самюеля Бекета до 120-річчя автора
- 06.10.2025|15:34Стартував прийом заявок на Премію Читомо-2025 за видатні досягнення у книговиданні