Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

Лілі МарленСергій Жадан
так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
СкорописСергій Жадан
Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
Лиця (новела)Віктор Палинський
Золота нива (новела)Віктор Палинський
Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
Останній прапорПауль Целан
Сорочка мертвихПауль Целан
Міста при ріках...Сергій Жадан
Робочий чатСеліна Тамамуші
все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
тато просив зайти...Олег Коцарев
біле світло тіла...Олег Коцарев
ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
добре аж дивно...Олег Коцарев
ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
КОЛІР?Олег Коцарев
ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
ЧуттяЮрій Гундарєв
МузаЮрій Гундарєв
МовчанняЮрій Гундарєв
Завантажити

со-бытия с миром. Вот как описывает этот опыт один из исследователей: «Мы уже говорили, что в опыте «света пустоты» свечение видного открытого пространства, как фундаментальное качество зрительной системы, в результате межмодальной трансляции становится совершенной метафорой для открытости времени. Однако у такого опыта есть другой, более «личный» полюс, который мы бы могли назвать чувством присутствия, или «я есть». Это переживание человеком своего бытия «здесь и сейчас» очень близко к «пиковому переживанию» (А.Маслоу) и «опыту потока» (Чиксентмихайи). Все эти термины описывают особое чувство ощущаемой реальности и ясности, сопровождающееся чувством радостного возбуждения, свободы и облегчения»29.
Как мы уже говорили ранее, опыт бытия лежит в основании человеческого сознания и даётся ему прежде всего в качестве обострённого переживания бытия здесь и сейчас. Именно в такой самоудостоверяемой форме бытие входит в жизнь человека с тем, чтобы не уйти из неё никогда. Не существует каких-либо специальных процедур, посредством которых человек убеждается в реальности своего бытия и бытия мира, бытие самоочевидно и безальтернативно. То есть переживание бытия возможно только как переживание бытия и неотделимо от факта человеческой жизни.
В целом можно констатировать, что успешный опыт медитативной рефлексии над содержанием бытийного опыта легитимизировал право человека на индивидуальную интерпретацию бытийствования. Человек начинает активно «изучать» эту область своей субъективности. И если сначала основным способом такого изучения было созерцательное погружение в глубины бытийного сознания, то становление и развитие деятельностного сознания, завоевание им ведущего места в структуре человеческой активности привело к тому, что бытийный опыт стал объектом внимания и со стороны рефлексирующего разума.
Результатом этого стало возникновение философии, поставившей перед собой задачу деятельностной переинтерпретации традиционных форм духовности. Естественно, что философы не могли пройти мимо такого значимого феномена, как бытийный опыт. В соответствии с новыми рациональными установками они попытались понять смысл и значение тех интуиций, которые рождаются у человека в процессе протекания бытийного опыта. Такой подход к бытию существенно отличался как от традиционной (архаической) установки на некритическое принятие феноменологии бытийного опыта, так и от символической интерпретации, возникшей в рамках медитативно-созерцательной рефлексии над бытийным сознанием. Деятельностная рефлексия, реализуя свойственную теоретическому разуму субъект-объектную установку, с самого начала пытается занимать независимую, оценивающую позицию по отношению к объекту своего интереса, что неизбежно приводит к разрушению целостного характера бытийного опыта и к отделению результатов бытийного опыта от самого опыта. На место бытийного опыта приходит теория бытия.
Додеятельностные интуиции бытийного опыта базируются на переживании человеком факта своего бытия. Человек, осознающий свою конечность и воспринимающий факт своего бытия как великое чудо, которого могло и не быть, переносит свой бытийный опыт на мир в целом и осознаёт тем самым бытие как тотальность сущего. Это переживание становится возможным прежде всего потому, что человек, будучи объективированной всеобщностью, смертен, и данное обстоятельство позволяет ему подняться до символического обобщения такого уровня общности, который делает возможным переживание бытия. Дело в том, что смерть – единственный способ реального обобщения такого уровня общности, который позволяет мыслить бытие в целом, человек в смерти получает возможность выхода за пределы бытия и тем самым приходит к пониманию бытия.
Деятельностное сознание ориентировано прежде всего на субъект-объектную диспозицию и в силу этого лишено возможности содержательного понимания бытия через переживание, всё, что ему остаётся, – это абстрактное представление об абстрактной всеобщности. Как замечает по этому поводу М.Хайдеггер, метафизическое представление о бытии зиждется на абстрагировании из сферы сущего: «Различение бытия от сущего кажется здесь покоящимся на том и состоящим в том, что производится отвлечение («абстрагирование») от всех особенностей сущего, чтобы получить потом само всеобщее как «абстрактнейшее» (отвлечённейшее). При этом различении бытия от сущего о содержательном существе бытия ничего не говорится»30. Но ничего не говорить о бытии невозможно, во-первых, потому, что в человеческом сознании присутствуют мощные интуиции бытия, интуиции, доставшиеся ему от бытийного опыта, и их игнорирование и отказ от их деятельностной легитимизации – это форменный скандал в философии, расписывающейся в собственной неуниверсальности и неспособности чисто рациональными средствами освоить окружающий человека мир, а именно такие притязания разума привели к возникновению философии; во-вторых, в рамках самого деятельностного мышления возникает сильнейший соблазн трактовать бытие как сущее. Природа этого

Останні події

05.11.2025|18:42
«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
04.11.2025|10:54
Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
03.11.2025|18:29
Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
03.11.2025|10:42
"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
03.11.2025|10:28
Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
02.11.2025|09:55
У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
30.10.2025|12:41
Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
30.10.2025|12:32
Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
30.10.2025|12:18
Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
30.10.2025|12:15
«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти


Партнери