Головна\Електронна бібліотека\Науково-популярні видання

Електронна бібліотека/Науково-популярні видання

АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
напевно це найважче...Анатолій Дністровий
хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
МуміїАнатолій Дністровий
Поет. 2025Ігор Павлюк
СучаснеІгор Павлюк
Подорож до горизонтуІгор Павлюк
НесосвітеннеІгор Павлюк
Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
СИРЕНАЮрій Гундарєв
ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
активно і безперервно...Анатолій Дністровий
ми тут навічно...Анатолій Дністровий
РозлукаАнатолій Дністровий
що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
КротовичВіктор Палинський
Львівський трамвайЮрій Гундарєв
Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
МістоЮрій Гундарєв
Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
Сонячний хлопчикВіктор Палинський
де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
Любити словомЮрій Гундарєв
КульбабкаЮрій Гундарєв
Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
Закрите небоЮрій Гундарєв
БезжальноЮрій Гундарєв
Завантажити

со-бытия с миром. Вот как описывает этот опыт один из исследователей: «Мы уже говорили, что в опыте «света пустоты» свечение видного открытого пространства, как фундаментальное качество зрительной системы, в результате межмодальной трансляции становится совершенной метафорой для открытости времени. Однако у такого опыта есть другой, более «личный» полюс, который мы бы могли назвать чувством присутствия, или «я есть». Это переживание человеком своего бытия «здесь и сейчас» очень близко к «пиковому переживанию» (А.Маслоу) и «опыту потока» (Чиксентмихайи). Все эти термины описывают особое чувство ощущаемой реальности и ясности, сопровождающееся чувством радостного возбуждения, свободы и облегчения»29.
Как мы уже говорили ранее, опыт бытия лежит в основании человеческого сознания и даётся ему прежде всего в качестве обострённого переживания бытия здесь и сейчас. Именно в такой самоудостоверяемой форме бытие входит в жизнь человека с тем, чтобы не уйти из неё никогда. Не существует каких-либо специальных процедур, посредством которых человек убеждается в реальности своего бытия и бытия мира, бытие самоочевидно и безальтернативно. То есть переживание бытия возможно только как переживание бытия и неотделимо от факта человеческой жизни.
В целом можно констатировать, что успешный опыт медитативной рефлексии над содержанием бытийного опыта легитимизировал право человека на индивидуальную интерпретацию бытийствования. Человек начинает активно «изучать» эту область своей субъективности. И если сначала основным способом такого изучения было созерцательное погружение в глубины бытийного сознания, то становление и развитие деятельностного сознания, завоевание им ведущего места в структуре человеческой активности привело к тому, что бытийный опыт стал объектом внимания и со стороны рефлексирующего разума.
Результатом этого стало возникновение философии, поставившей перед собой задачу деятельностной переинтерпретации традиционных форм духовности. Естественно, что философы не могли пройти мимо такого значимого феномена, как бытийный опыт. В соответствии с новыми рациональными установками они попытались понять смысл и значение тех интуиций, которые рождаются у человека в процессе протекания бытийного опыта. Такой подход к бытию существенно отличался как от традиционной (архаической) установки на некритическое принятие феноменологии бытийного опыта, так и от символической интерпретации, возникшей в рамках медитативно-созерцательной рефлексии над бытийным сознанием. Деятельностная рефлексия, реализуя свойственную теоретическому разуму субъект-объектную установку, с самого начала пытается занимать независимую, оценивающую позицию по отношению к объекту своего интереса, что неизбежно приводит к разрушению целостного характера бытийного опыта и к отделению результатов бытийного опыта от самого опыта. На место бытийного опыта приходит теория бытия.
Додеятельностные интуиции бытийного опыта базируются на переживании человеком факта своего бытия. Человек, осознающий свою конечность и воспринимающий факт своего бытия как великое чудо, которого могло и не быть, переносит свой бытийный опыт на мир в целом и осознаёт тем самым бытие как тотальность сущего. Это переживание становится возможным прежде всего потому, что человек, будучи объективированной всеобщностью, смертен, и данное обстоятельство позволяет ему подняться до символического обобщения такого уровня общности, который делает возможным переживание бытия. Дело в том, что смерть – единственный способ реального обобщения такого уровня общности, который позволяет мыслить бытие в целом, человек в смерти получает возможность выхода за пределы бытия и тем самым приходит к пониманию бытия.
Деятельностное сознание ориентировано прежде всего на субъект-объектную диспозицию и в силу этого лишено возможности содержательного понимания бытия через переживание, всё, что ему остаётся, – это абстрактное представление об абстрактной всеобщности. Как замечает по этому поводу М.Хайдеггер, метафизическое представление о бытии зиждется на абстрагировании из сферы сущего: «Различение бытия от сущего кажется здесь покоящимся на том и состоящим в том, что производится отвлечение («абстрагирование») от всех особенностей сущего, чтобы получить потом само всеобщее как «абстрактнейшее» (отвлечённейшее). При этом различении бытия от сущего о содержательном существе бытия ничего не говорится»30. Но ничего не говорить о бытии невозможно, во-первых, потому, что в человеческом сознании присутствуют мощные интуиции бытия, интуиции, доставшиеся ему от бытийного опыта, и их игнорирование и отказ от их деятельностной легитимизации – это форменный скандал в философии, расписывающейся в собственной неуниверсальности и неспособности чисто рациональными средствами освоить окружающий человека мир, а именно такие притязания разума привели к возникновению философии; во-вторых, в рамках самого деятельностного мышления возникает сильнейший соблазн трактовать бытие как сущее. Природа этого

Останні події

30.04.2025|09:36
Андрій Зелінський презентує нову книгу «Мапа»
29.04.2025|12:10
Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
29.04.2025|11:27
«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
29.04.2025|11:24
Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
29.04.2025|11:15
Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
24.04.2025|19:16
Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
24.04.2025|18:51
Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
21.04.2025|21:30
“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
18.04.2025|12:57
Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
14.04.2025|10:25
Помер Маріо Варгас Льоса


Партнери