Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
Заняв положение вещи среди вещей, именно благодаря этой позиции человек получил в свои руки орудия для воздействия на предметный мир и смог выжить и развиться до современного состояния. Эта позиция была неизбежна и единственно возможна в тех условиях, соответственно любые стенания по поводу её неадекватности и вредности – не более чем благие пожелания. Иначе человек как таковой попросту бы не состоялся. Несмотря на всю видимую абстрактность утверждения о вещном самоуподоблении человека, за этими абстрактными формулами стоят вполне осязаемые реалии человеческого мира. Прежде всего это орудийное использование человека, низведение его до уровня простого средства, фактическая редукция его потенциальной всеобщности до уровня актуальной частичности, возникающая на базе этой частичности вторая реальность человеческого мира, в основу которой положен принцип овладения миром. И человеку в этом мире уготована центральная роль – роль сознательного орудия. Орудийность – это всегда дискретность, отделённость, опосредование между двумя чуждыми друг другу фрагментами реальности. Человек как орудие обречён на существование в зазоре между миром вещей и остальным миром, нигде не чувствуя себя дома и остро переживая свою отдельность и заброшенность в универсуме. Беспрестанно действуя в качестве орудия, опредмечивая свои сущностные силы и потребляя затем результаты этого опредмечивания, человек фактически соучаствует в процессе каннибализма, с той лишь разницей, что такой аутоканнибализм не может длиться вечно. Подобно древним каннибалам, верившим, что поедание тела мифологических героев наделяет их свойствами этих поедаемых персонажей, человек деятельностный пребывает в уверенности, что потребление опредмеченных результатов человеческой деятельности дарует ему приобщение к сути человеческого. И подобно древним каннибалам, пытавшимся не замечать вынужденного продовольственного значения каннибализма и предпочитавшим различные объяснительно-мотивировочные схемы происходящего, вплоть до самых спиритуалистических, человек деятельностный предпочитает не замечать вынужденность орудийной позиции, занимаемой им в мире человеческой деятельности. И только избавление человека от необходимости быть орудием в процессе осуществления человеческой деятельности, передача функции регулирования человеческой деятельности неким внешним агентам, берущим на себя функции её организации в соответствии с человеческими желаниями и потребностями, без необходимости приносить в жертву этим потребностям человеческую природу, изменит феноменологию человеческого мира, откроет непосредственный доступ к бытийным измерениям реальности и освободит человека от необходимости воспринимать реальность деятельностного мира как единственную возможную и безусловную реальность его жизни.
Излишне говорить, что достижение состояния бытийной несокрытости – проблема не сегодняшнего дня и даже не завтрашнего. Возникает вопрос, что делать современному человеку, как решать стоящие перед ним проблемы и есть ли вообще конструктивное решение этих проблем, не обречён ли он на перманентную анестезию как на лучший вариант жизни при деятельности?
Нам представляется, что такое решение есть. И в пользу такой возможности говорит тот факт, что человеческое единство с миром неустранимо в принципе и как таковое неразрывно связано с самим человеком. Проблемы же, с которыми имеет дело современный человек, являются результатом утери проявленности этого единства на уровне человеческого индивида и необходимости жить в искусственном мире, пускай и ограниченном, но достаточно обширном для того, чтобы породить у человека чувство тотальности представляемой им стороны реальности в мире, построенном на основе искусственно культивируемого отделения человека от мира. Соответственно пути к решению указанной проблемы лежат в создании условий для проявления и актуализации тех неустранимых глубинных областей субъективности, которые воплощают в себе опыт сущностного единства человека и мира, условий для их по возможности конструктивного взаимодействия с теми измерениями человеческого духа, которые берут начало в человеческой деятельности. Несмотря на кажущуюся тривиальность предложенного решения, оно на самом деле не столь уж и тривиально. Дело в том, что как деятельностная, так и бытийная установка укоренены в определённой модели реальности и как таковые противостоят друг другу. Деятельностная модель реальности, а именно с ней отождествляет себя современный человек, претендует на универсальность собственного видения и императивно требует полной лояльности от своих адептов, выступая перед ними не в качестве модели, а в качестве самой Её Величества реальности. Достижения деятельностного подхода к миру, воплощающиеся в результатах человеческой деятельности, своей вещественной зримостью снимают с повестки дня вопрос об интуитивной неочевидности деятельностной модели реальности. В этих условиях бытийная феноменология человеческой жизни начинает рассматриваться как иллюзорная и, соответственно,
Останні події
- 05.11.2025|18:42«Столик з видом на Кремль»: до Луцька завітає один із найвідоміших журналістів сучасної Польщі
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти