
Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- АРМІЙСЬКІ ВІРШІМикола Істин
- чоловік захотів стати рибою...Анатолій Дністровий
- напевно це найважче...Анатолій Дністровий
- хто тебе призначив критиком часу...Анатолій Дністровий
- знає мене як облупленого...Анатолій Дністровий
- МуміїАнатолій Дністровий
- Поет. 2025Ігор Павлюк
- СучаснеІгор Павлюк
- Подорож до горизонтуІгор Павлюк
- НесосвітеннеІгор Павлюк
- Нічна рибалка на СтіксіІгор Павлюк
- СИРЕНАЮрій Гундарєв
- ЖИТТЯ ПРЕКРАСНЕЮрій Гундарєв
- Я, МАМА І ВІЙНАЮрій Гундарєв
- не знаю чи здатний назвати речі які бачу...Анатолій Дністровий
- активно і безперервно...Анатолій Дністровий
- ми тут навічно...Анатолій Дністровий
- РозлукаАнатолій Дністровий
- що взяти з собою в останню зимову мандрівку...Анатолій Дністровий
- Минала зима. Вона причинила вікно...Сергій Жадан
- КротовичВіктор Палинський
- Львівський трамвайЮрій Гундарєв
- Микола ГлущенкоЮрій Гундарєв
- МістоЮрій Гундарєв
- Пісня пілігримаАнатолій Дністровий
- Міста будували з сонця і глини...Сергій Жадан
- Сонячний хлопчикВіктор Палинський
- де каноє сумне і туманна безмежна ріка...Анатолій Дністровий
- Любити словомЮрій Гундарєв
- КульбабкаЮрій Гундарєв
- Білий птах з чорною ознакоюЮрій Гундарєв
- Закрите небоЮрій Гундарєв
- БезжальноЮрій Гундарєв
описаний мистического (пикового) опыта включает в себя описание чувства полёта, испытываемого субъектом этого опыта, и сопровождающего его чувства счастья. Естественно, что символика полёта имеет особую значимость в системе бытийной образности. Она издревле используется в мифологиях в качестве метафоры связи человека с сакральными, абсолютными измерениями реальности.
Как известно, в XX веке человеку удалось построить летательные аппараты и осуществить «вековую мечту человечества» о полётах. Естественно, что такие полёты в плане ощущений не очень близки к тем полётам, которые испытывают мистики во время своих путешествий, разве что краткие моменты попадания в воздушные ямы чем-то напоминают ощущения полётов во время транса. Тем не менее полёт на летательных аппаратах обладает тем преимуществом, что он реален и доступен практически всем людям. Это обстоятельство явилось одной из решающих причин, по которым авиация (и всё, что с ней связано) обрела особый «сакральный» ореол, некую самодовлеющую ценность и воспринимается современным человеком не просто как средство транспорта, а как некий метафизический объект. А всё, что связано с процессом полётов, часто имеет теургический подтекст. Соответственно, наши путешествия на самолётах – это всегда некие пиковые, особо значимые моменты, часто ассоциируемые с путешествиями мифологических героев из царства живых в царство мёртвых и обратно, а опасность, сопутствующая полётам, сродни инициационной опасности.
Можно предположить, что дальнейшее развитие науки и техники и связанные с ним достижения в области продления жизни, а возможно и достижения технического бессмертия, приведут к гораздо более серьёзным воздействиям на бытийную сферу человека, чем те, которые мы имеем сейчас. Ведь смерть является центральной темой, вокруг которой строится система бытийного спасения. Однако не будем гадать. Как бы там ни было, можно констатировать тот факт, что развитие человеческой деятельности инициировало процесс перетекания мотивационной энергии в направлении от деятельности к бытию и соответствующую трансформацию бытийной сферы, а именно отрыв некоторых бытийных концептов от механизмов, обеспечивающих их функционирование в системе бытийной образности. Конечно, такой отрыв носит частичный характер, но, тем не менее, в особые исторические моменты такое явление, как деятельностное осмысление и переинтерпретация исконно бытийных феноменов, может оказывать серьёзное воздействие на человека.
Прежде чем идти дальше, изложим в сжатом виде основные идеи, к которым мы пришли ранее.
Становление человека сопровождалось его постепенным выделением из мира живого. Соответственно, базовые механизмы, обеспечивающие единство живого и неживого, репрезентирующие единство универсума во всех его проявлениях, включая энергийные, были унаследованы человеком. Эти механизмы были использованы в развитии человеческого духа и, будучи пережитыми и осознанными в тех либо иных формах, приобрели гигантскую значимость для человека и для универсума в целом. То, что вначале существовало в качестве важнейшего механизма, точнее даже не механизма, поскольку это нельзя рассматривать в качестве средства поддержания жизни, поэтому лучше сказать иначе – сущность живого, став системообразующим фактором, легшим в основу человеческой субъективности и пришедшим через человека к своему самопереживанию и самосознанию, приобрела статус абсолюта. Как любил выражаться Гегель, единство мира, целостность духа и материи, существуя изначально в себе, перешла к существованию для себя. Опыт этого переживания лёг в основу базовых, исторически исходных уровней человеческой субъективности и как таковой осуществлял регулирование человеческого бытия в мире. В основе этого регулирования лежало чувство единства человека и мира, чувство его неразрывной связи с вечными, не поддающимися тлену абсолютными измерениями реальности, стремление к которым выступало главным мотивом человеческого бытия. Лежащее в основе этого переживания единство человека и мира позволяло человеку достаточно эффективно бытийствовать в мире, находя пути, обеспечивающие его симбиоз с миром.
Симбиоз этот базировался на естественном балансе между человеческой активностью и ресурсной базой, предоставляемой человеку реальностью. Однако со временем симбиотическому существованию пришёл конец. Причины этого не ясны. Для большинства видов это бы означало смерть. Но не таков был человек. Ему удалось перестроиться и благодаря использованию орудий труда и развитию социальной организации подключиться к чужим симбиотическим цепям, расширить свою кормовую базу и выжить. Характерной особенностью этого процесса стало «нелогичное» с точки зрения всей предыдущей биологической эволюции поведение человека. Дело в том, что орудия использовались и другими животными. В частности, высшие приматы весьма широко используют орудия в процессе своей жизнедеятельности. Но, в отличие от человеческого отношения к орудию, их (животных) отношение полностью вписалось в контекст
Останні події
- 29.04.2025|12:10Новий фільм класика італійського кіно Марко Белоккьо: історична драма «Викрадений» виходить на екрани у травні
- 29.04.2025|11:27«Основи» готують оновлене англомовне видання «Катерини» Шевченка, тепер — з перекладом Віри Річ
- 29.04.2025|11:24Що читають українці: топи продажів видавництв «Ранок» і READBERRY на «Книжковій країні»
- 29.04.2025|11:15Митці й дослідники з 5 країн зберуться в Луцьку на дводенний інтенсив EcoLab 2.0
- 24.04.2025|19:16Ееро Балк – лауреат премії Drahomán Prize за 2024 рік
- 24.04.2025|18:51Гостини у Германа Гессе з українськомовним двотомником поезії нобелівського лауреата
- 21.04.2025|21:30“Матуся – домівка” — книжка, яка транслює послання любові, що має отримати кожна дитина
- 18.04.2025|12:57Під час обстрілу Харкова була пошкоджена книгарня «КнигоЛенд»
- 14.04.2025|10:25Помер Маріо Варгас Льоса
- 12.04.2025|09:00IBBY оголосила Почесний список найкращих дитячих книжок 2025 року у категорії «IBBY: колекція книжок для молодих людей з інвалідностями»