Електронна бібліотека/Науково-популярні видання
- Лілі МарленСергій Жадан
- так вже сталось. ти не вийшов...Тарас Федюк
- СкорописСергій Жадан
- Пустеля ока плаче у пісок...Василь Кузан
- Лиця (новела)Віктор Палинський
- Золота нива (новела)Віктор Палинський
- Сорок дев’ять – не Прип’ять...Олег Короташ
- Скрипіння сталевих чобіт десь серед вишень...Пауль Целан
- З жерстяними дахами, з теплом невлаштованості...Сергій Жадан
- Останній прапорПауль Целан
- Сорочка мертвихПауль Целан
- Міста при ріках...Сергій Жадан
- Робочий чатСеліна Тамамуші
- все що не зробив - тепер вже ні...Тарас Федюк
- шабля сива світ іржавий...Тарас Федюк
- зустрінемось в києві мила недивлячись на...Тарас Федюк
- ВАШ ПЛЯЖ НАШ ПЛЯЖ ВАШОлег Коцарев
- тато просив зайти...Олег Коцарев
- біле світло тіла...Олег Коцарев
- ПОЧИНАЄТЬСЯОлег Коцарев
- добре аж дивно...Олег Коцарев
- ОБ’ЄКТ ВОГНИКОлег Коцарев
- КОЛІР?Олег Коцарев
- ЖИТНІЙ КИТОлег Коцарев
- БРАТИ СМІТТЯОлег Коцарев
- ПОРТРЕТ КАФЕ ЗЗАДУОлег Коцарев
- ЗАЙДІТЬ ЗАЇЗДІТЬОлег Коцарев
- Хтось спробує продати це як перемогу...Сергій Жадан
- Нерозбірливо і нечітко...Сергій Жадан
- Тріумфальна аркаЮрій Гундарєв
- ЧуттяЮрій Гундарєв
- МузаЮрій Гундарєв
- МовчанняЮрій Гундарєв
существования лишь в прагматической необходимости выживания человека. С момента же утраты ею своей прагматической ориентации она становилась по своей сути враждебной человеку в силу возникающей у неё возможности полного увода человека в мир иллюзий и симулякров.
Итак, система регулирования деятельности предполагает параллельное существование взаимосвязанных «объектов». С одной стороны, это знаки, в которых представлены алгоритмы трудового отношения к миру, с другой – это система означения, наделяющая данные знаки смыслом и человеческим (субъективным) измерением. Причём в основе субъективирующей способности лежит её связь с изначальным «сакральным» ядром человеческой субъективности, энергией которой она питается.
Результатом такой субъективизации человеческой деятельности стало создание достаточно надёжного компенсаторного механизма, который позволяет развиваться деятельностному подходу к действительности и в то же время предохраняет человеческую субъективность от разрушающего влияния последней. Однако любая компенсация – это вынужденный компромисс между требованиями реальности и человеческими возможностями. Любой компромисс имеет свои границы, и за него нужно платить. Иногда бывает так, что цена эта выше тех преимуществ (выгод), которые были достигнуты благодаря компромиссу. Не является исключением и эта ситуация.
Камуфлирование деятельностной активности человека привело по сути к возникновению серьёзной неадекватности в человеческом представлении о реальности. Существование двух достаточно далёких друг от друга моделей реальности, данных человеку на феноменологическом уровне как тождественные, чревато серьёзными сбоями.
Действительно, создание единой ценностной системы, как обеспечивающей разрешение бытийно-космических (экзистенциальных) проблем человека, так и регулирующей социальные процессы, предполагает создание символического континуума, своеобразного смыслового поля, воздействующего на все проявления человека, от простейших, сугубо прагматических актов до высших форм человеческой активности. В идеале такая всеобщая связанность и включённость должна сопровождаться переживанием тотальной сакральности всех актов человеческой жизни. Однако такое переживание далеко не всегда будет адекватным. Не следует забывать, что сакральная феноменология используется не только для трансляции на индивидуальный уровень «космических» измерений человека, но и для сокрытия деятельностного использования человека. Соответственно логика сакрального, переносимая на сугубо деятельностную активность, в конце концов даёт сбой, и человеку приходится сталкиваться с неумолимыми требованиями деятельностной реальности, что, в свою очередь, приводит к компрометации внедеятельностного подхода к реальности, к девальвации присущего ему универсализма и, как следствие, к мировоззренческой дезадаптации человека. По мере коррозии внедеятельностной феноменологии, сопровождающейся экспансией деятельностной «трезвой» логики в область бытийной субъективности, экспансией, предполагающей человеческое восприятие и понимание и поэтому осуществляемой с использованием той же символики, которая до этого служила для «трансляции» бытийного опыта, человек становится узником враждебных и чуждых ему конструктов, субъективных по своей феноменологии, но глубоко бесчеловечных по своему существу – это бессмысленность, мимикрирущая под смысл. Неудивительно, что чувство ужаса сопровождает человека на всем протяжении его существования в таком мире.
Таким образом, то, что на поверхности выглядит как синергетическое сосуществование двух феноменологически тождественных и пересекающихся между собой моделей мира, сосуществование, способствующее перетеканию мотивационной энергии в ту зону, где ощущается её недостаток, будь это деятельностный мир, куда транслируется опыт бытия, либо бытийный мир, куда транслируется опыт потребительской мотивации, присущий миру деятельности, оказывается достаточно опасной конструкцией с ограниченным потенциалом регулирования, конструкцией, способной наносить весьма существенный урон человеку в тот момент, когда регулируемые ею процессы достигают своего экстремума. Именно с подобной ситуацией мы имеем сейчас дело.
Оказалось, что деятельностная девальвация субъективности сопровождается дегенерацией синтетической составляющей человеческого духа, проявляющейся как в ослаблении её представленности в системе человеческой субъективности, так и в демонизации её содержания, являющейся результатом символической, субъективистской интерпретации принципиально несубъективных конструктов.
Поскольку такая субъективизация объективности изначально неадекватна и в то же время человек не может освободиться от неё, то переживание такой неадекватности сопровождается чувством ужаса и утери смысла. Перенесение бытийной образности на мир деятельности не приводит к изменениям сущностных связей между реалиями (объектами) деятельностного мира, и они по-прежнему строятся согласно требованиям деятельности, её базисным,
Останні події
- 04.11.2025|10:54Слова загублені й віднайдені: розмова про фемінізм в житті й літературі
- 03.11.2025|18:29Оголошено довгий список номінантів на Премію імені Юрія Шевельова 2025: 13 видань змагаються за звання найкращої книжки есеїстики
- 03.11.2025|10:42"Старий Лев" запрошує на майстер-клас з наукових експериментів за книгою "Енергія. Наука довкола нас"
- 03.11.2025|10:28Юлія Чернінька презентує «Бестселер у борг» в Івано-Франківську
- 02.11.2025|09:55У Львові вийшов 7-й том Антології патріотичної поезії «ВИБУХОВІ СЛОВА»
- 30.10.2025|12:41Юний феномен: 12-річний Ілля Отрошенко із Сум став наймолодшим автором трилогії в Україні
- 30.10.2025|12:32Фантастичні результати «єКниги»: 359 тисяч проданих книг та 200 тисяч молодих читачів за три квартали 2025 року
- 30.10.2025|12:18Новий кліп Павла Табакова «Вона не знає молитви» — вражаюча історія кохання, натхненна поезією Мар´яни Савки
- 30.10.2025|12:15«Енергія. Наука довкола нас»: Старий Лев запрошує юних читачів на наукові експерименти
- 29.10.2025|18:12В Ужгороді започаткували щорічні зустрічі із лауреатами міської премії імені Петра Скунця